Месяц назад муфтий Египта шейх Али Гумаа обнародовал необычную фетву (богословско-правовое заключение). Как сообщает египетская газета «Аль-Ахрам», эта фетва разрешает компаниям мобильной связи устанавливать на минаретах мечетей усилители сигнала сотовой связи. Свое решение муфтий аргументировал тем, что в шариате нет положений, запрещающих использование минаретов для иных целей, кроме обычных призывов к молитве.
Теперь у поставщиков услуг сотовой связи и имамов египетских мечетей открывается большое поле для сотрудничества. Установка усилителей сигнала будет приносить мечетям постоянный доход в 7 тыс. долл. ежегодно. Между тем, как сообщает газета, решение шейха Али Гумаа вызвало протест египетских знатоков мусульманского права, врачей и архитекторов.
В Европе практика установки усилителей сигнала на высоких церковных колокольнях начала распространяться еще в прошлом десятилетии, когда деятельность компаний – операторов мобильной связи стала стремительно расширяться. Например, о том, что немецкие операторы Mannesmann Mobilfunk, E-Plus и T-Mobil используют культовые сооружения для установки своих базовых станций, журнал «Шпигель» сообщал еще в 1998 году. Однако в Европе религиозные организации до сих пор по-разному относятся к подобной практике.
Бывший генеральный секретарь Конференции католических епископов Италии кардинал Энио Антонелли еще в марте 2001 года потребовал убрать ретрансляторы с культовых сооружений. «Любое долговременное, даже частичное, использование религиозных зданий для целей, не связанных с их основным предназначением, не только нарушает церковное право, но и наносит ущерб их статусу», – заявил тогда Антонелли.
Напротив, на расположенной неподалеку от итальянских берегов Мальте католические иерархи одобрили установку усилителей сигнала на колокольнях острова. Они также выразили сожаление по поводу слухов, будто сотовые операторы предложили Церкви высокую плату за право пользования колокольнями.
В России, где мобильный бум начался чуть позже, чем в Европе, использовать церковные колокольни в качестве площадки для антенн сотовой связи стали сравнительно недавно. Прецедент был создан в ноябре прошлого года, когда Вятская епархия Русской Православной Церкви (РПЦ) дала согласие на установку базовой станции мобильной связи на Ново-Троицкой колокольне в городе Яранске Кировской области.
Любопытно, что инициатива в данном случае исходила не от компании-оператора, а от председателя приходского совета. Разрешение епархиального управления было получено с условием, что техника не должна нарушать общего вида церковного здания, а антенны не должны находиться рядом с крестом. Кроме того, оговаривалось, что впредь в подобных случаях необходимо согласие прихода.
Несколько лет назад вопросом о допустимости установления антенн сотовой связи на культовых сооружениях задались на одном из православных интернет-форумов. Мнения пользователей разделились: «Почему бы и нет?» – говорили одни. «Это породило бы огромный скандал в РПЦ», – возражали другие. Третьи иронично отмечали, что колокольни много веков подряд использовались в качестве громоотводов, что, однако, никогда не вызывало протестов верующих.
Действительно, колокольня при христианском храме, равно как и минарет при мечети, – сооружение многофункциональное. Издревле колокольни использовали, например, для оповещения о пожарах. Однако с развитием пожарных служб колокольному звону пришли на смену каланчи с факелами и разноцветными шарами. Казалось бы, с появлением и развитием современных средств связи (и сотовой в том числе) отпала необходимость как в каланчах, так и в набатном колокольном звоне.
Однако факты говорят об обратном. В частности, летом этого года Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пожаров по Самарской области предложил использовать колокольни и звонницы для оповещения о ЧП. Спасатели уже роздали в храмах Самары и Тольятти подробные инструкции для звонарей, как действовать при пожаре. Сигналом бедствия будут служить набатные удары.
Если в Православной Церкви находят «добрым делом» сотрудничество с МЧС, то почему бы не развивать его с частными компаниями мобильной связи? Конечно, для компаний «большой тройки» (Билайн, Мегафон, МТС) колокольни не представляют особого интереса. В крупных городах, где находятся подавляющее большинство мобильных абонентов, колокольни (а равно и минареты) – далеко не самые высокие здания в зоне распространения сигнала.
В странах Европы, где «мобильное покрытие» распространяется практически повсеместно, доля усилителей сигнала на церковных сооружениях ничтожно мала по сравнению с обычными антеннами-вышками. Однако вполне возможно, что в российской глубинке, куда настойчиво проникает рынок мобильных услуг, договориться с религиозными организациями – реальный выход из положения для компаний-операторов.
Однако это, несомненно, породит ряд проблем. В Италии сторонники кардинала Энио Антонелли решили, что доход, который сулит сотрудничество с компаниями-операторами, несопоставим с возможными материальными потерями. Государство может счесть подобную деятельность коммерческой, а следовательно, противоречащей закону о религиозных организациях, который, в частности, предоставляет им налоговые льготы.
Кроме чисто утилитарной, есть и смысловая, а точнее, сакральная сторона вопроса. Протесты знатоков шариата в Египте и католических епископов в Италии легкообъяснимы. Культовое здание воспринимается верующими как сакральный объект, символ вечности. Поэтому антенна на культовом здании может быть воспринята верующими как уступка «миру сему» и искушение легкой наживой.