Примерка свадебного платья – как предвкушение счастливой семейной жизни.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Вопрос актуальный не только на любом историческом этапе, но даже в любое время года: замужем можно спасаться и от зноя, и от холода. Конечно, и у нас в России был период, когда продвинутые дамы саму постановку вопроса считали подозрительной, если не крамольной. Есть такие и сегодня, которые могут напомнить соискателю: мол, не хочу учиться, а хочу жениться. В том смысле, что это лишь озабоченный мужской пол без устали ищет себе пару, а гордые и независимые женщины имеют время для раздумий – снизойти ли? Поскольку им и без того есть чем заняться.
Однако старинное присловье, кажется, лучше рисует реальную картину сегодняшних нравов, поскольку продвинутые, как мы знаем, всегда в меньшинстве. И многие простые девушки, как некогда их бабушки, в своих мечтах видят семейную идиллию. Замуж хочется, несмотря на чтение дамских журналов. Потому что всегда в душе женщины жива надежда развести очаг, накормить избранника и спеть колыбельную. И нет нужды, что произошла модификация мечты: брачный кабриолет лучше бы марки «БМВ», фата – от Диора, а жениху неплохо бы иметь контрольный пакет акций┘ Все так, и тем не менее: так ли уж нужно современной женщине замужество?
Произнесено большое количество слов о том, что само это понятие атавистично. Современная женщина материально независима, морально раскрепощена и подписана на «Космо». Само слово «муж» вызывает у нее неприятные ассоциации. Типа стирка, макароны перед сном и сидение перед телевизором во время хоккейного матча. Психологи, знает она, считают последнее признаком идиотизма. И, кажется, эта картинка не чрезмерно карикатурна. Мужчины действительно требуют по утрам свежую глаженую рубашку и по-прежнему склонны смотреть по телевизору последний матч. К тому же попадаются еще мужчины, которые любят работать, а из чувства самоутверждения делают своим женам дорогие подарки. Конечно, можно было бы сказать, что те женщины, которые утверждают, что муж не нужен вовсе, просто-напросто давно не получали подарков. Но это слишком прямая линия, и мы ее придерживаться не будем.
Лучше сделаем шаг в сторону. Окинем взглядом реальное социальное пространство и согласимся: далеко не любой муж будет возить вас на «Мерседесе» в оперу. При констатации этого факта было бы любопытно спросить у нынешних юных незамужних женщин, даже если они терпеть не могут оперу, – каким они хотели бы видеть своего мужа. Никто из них не удивится самой постановке вопроса, они с интересом будут его обсуждать. Вопреки бытующему среди социологов мнению почти наверняка большинство из ваших корреспонденток не заговорят первым делом о деньгах. Но и о чувствах тоже не заговорят сразу. Скорее всего речь прежде пойдет о таких трудноопределимых категориях, как такт, чувство вкуса, снисходительность, а в некоторых случаях не исключены ум и благородство. Так же, как при покупке нужной вещи в интерьер на первое место выходит не стоимость, а уместность, приятность для глаза, возможность показать гостям, не оскорбляя их вашим неуместным транжирством.
Но где найти мужа, который удовлетворяет всем этим требованиям? Быть может, этот вопрос и есть самый главный. Ответу на него посвящены тома инструкций. Не говоря уж о женских романах и даже эстрадных песенках. У нас, скажем, пели такую: чтоб цветы всегда дарил, тещу мамой называл и т.д. То есть вопрос не снят с повестки дня, и, говоря серьезно, социологические опросы свидетельствуют о довольно странном состоянии умов в этой области. Оказывается, современные взрослые мамы и папы смотрели на брак куда легкомысленнее, чем их уже повзрослевшие дети. Если верить этим данным, то современные молодые люди относятся к семейной жизни как к желанной перспективе – и с полной серьезностью. Пожалуй, в этом глупо подозревать всего лишь проблему СПИДа – скорее, что более логично, нежелание повторять ошибки отцов. Потому что выяснилось, что отцы – дети цветов и сексуальной революции – так и не научились быть счастливыми. И опыт патриархальных дедушек и бабушек нынешним молодым кажется более убедительным. А для современного прагматичного молодого поколения и более практичным. Выясняется, что традиционное устроение домашней жизни приносит много больше и лучше оберегает от напастей, чем половая свобода.
Конечно, человека, говорящего такие вещи, легко заподозрить в старческом морализаторстве. Но все нынешние опросы молодежи свидетельствуют о справедливости этих слов. Видимо, молодые и информированные хорошо чувствуют, что в сегодняшнем непредсказуемом мире вдвоем выживать легче. Одинокий любовник стал сегодня скорее героем мифа, а независимая профессиональная женщина, вполне вероятно, тоже вскоре обернется сказочным персонажем. Можно сказать, что быть гордой и независимой выходит из моды. Мы видим это даже по рекламе. Люди, которые ее делают, не привыкли бросать деньги на ветер и теперь чаще эксплуатируют для рекламы товаров образ идиллического семейного счастья, а не образ независимой девушки, которая примеряет нечто перед тем, как отправиться на дискотеку. И это удивительно только на первый взгляд.