Американские аэропорты – настоящие врата безопасности.
Фото Reuters
Не так давно мне пришлось испытать на себе все прелести ужесточения мер безопасности в США после терактов 11 сентября. Еще до моей поездки в Соединенные Штаты, когда все это – снятие отпечатков пальцев, особые требования к визовому фото и другие нововведения – еще только предлагалось ввести на практике, многие журналисты довольно жестко писали об этом. Впрочем, как выяснилось, не так уж страшна система контроля въезда и выезда в Новый Свет US-Visit┘
Отпечатки пальцев попросили впервые сдать, когда я пришел на собеседование в консульский отдел посольства США для получения визы. Необходимо было прижать сначала левый, а затем правый указательный палец к поверхности сканирующего устройства – небольшой стеклянной коробочки. «Процедура» прошла неожиданно быстро и без каких-либо неприятных ощущений, которые, казалось бы, предвещала обязывающая к осторожности ярко красная подсветка внутри сканера. Не возникло проблем и с консулом – его удовлетворило и мое фото 5x5 («большую часть которого должно было занимать лицо, а уши отчетливо видны»), и мои ответы на вопросы в анкете. За традиционным вопросом о цели визита в США последовала еще пара коротких – о сроках и городах, которые я собирался посетить в ходе поездки. Между делом консул проверил также правильность моего утверждения в анкете о хорошем английском – он сразу перешел на свой родной язык. Наконец он торжественно сообщил мне, что моя виза будет готова через три дня. До проверки вызвавших мое недоумение при заполнении анкеты вопросов – не состою ли я в группировке, относимой Соединенными Штатами к террористической, и не еду ли я в Америку для совершения теракта – дело не дошло.
Теперь предстояла проверка в аэропорту «Шереметьево-2». Я вылетал рейсом американской авиакомпании Delta Airlines. Согласно требованиям, действующим в США, процесс регистрации на международный рейс начинается за три часа до вылета. При проходе через рамку металлодетектора обувь снимать не пришлось. Мой багаж благополучно прошел рентгеновскую проверку. Впрочем, уже непосредственно перед посадкой в самолет сотрудница «Дельты», вооружившись латексными перчатками, с поразительной дотошностью распотрошила мою сумку. Из всего процесса проверки самым неприятным был, пожалуй, именно этот эпизод. Впрочем, через несколько секунд я убедился, что мне повезло больше, чем некоторым другим пассажирам. Обернувшись на писк металлодектора, я увидел, как женщина в униформе внимательно осматривала и ощупывала пряжку ремня мужчины лет 40.
После взлета всем пассажирам, не являющимся гражданами США, раздали два формуляра – один для иммиграционной, второй – для таможенной службы США. Во второй бумаге помимо традиционных фамилии и имени требовалось написать, не был ли въезжающий непосредственно перед вылетом на пастбище, не вступал ли в контакт с домашними животными. Также сообщалось, что в страну запрещается ввозить мясные изделия и фрукты. Эти требования не новы, и тем не менее блюдутся они довольно серьезно: мне рассказывали, что одного пассажира за то, что тот «попытался ввезти» яблочный огрызок, оштрафовали на 400 долларов.
После 10-часового перелета из Москвы в аэропорт им. Джона Кеннеди (JFK, Нью-Йорк) я наконец оказался перед офицером иммиграционной службы США. Взяв в руки мой паспорт, женщина заговорила на чистом русском – оказалось, что она из бывшего СССР. Снова быстрая процедура снятия отпечатков пальцев сканером, и я даже не заметил, как в процессе завязавшейся небольшой беседы офицер успела сфотографировать меня с помощью небольшой цифровой «камеры-глаза», прикрепленной на гибкой ножке к ее столу.
Затем, буквально через несколько минут, мне представилась возможность опробовать на себе меры безопасности, с которыми ежедневно приходится мириться тысячам американцев, путешествующих внутренними авиарейсами, – я должен был сделать пересадку для вылета в аэропорт им. Рональда Рейгана (Reagan National) в Вашингтоне.
На этот раз пришлось разуваться: сняв пиджак, я попытался пройти через рамку металлодетектора, как делал это в «Шереметьево», однако, несмотря на отсутствие у меня металлических предметов, раздался пронзительный писк. Пришлось снять обувь, положить ее в короб и отправить вслед за сумками по ленте транспортера в рентгеновскую машину. В носках я прошел через металлодетектор, взял свои сумки, короба с обувью и с верхней одеждой, с паспортом и билетом в зубах проследовал к специально установленному в нескольких метрах от рамки столу. Рядом с ним, согнувшись буквой «г», стоял американец, который безропотно завязывал шнурки┘
Обязательное разувание в аэропортах США – это, пожалуй, самый неприятный момент нахождения в этой стране. Впрочем, с этим неудобством довольно быстро смиряешься. Особенно когда вспоминаешь историю с несостоявшимся террористом Ричардом Рейдом, который спрятал в подошвах достаточно взрывчатки, чтобы разнести самолет. В конце концов к разуванию даже начинаешь подходить с юмором: мол, в американский самолет входишь, как в японский дом или в мечеть, – без обуви. Кроме того, некоторый дискомфорт в аэропортах наверняка будет скрашен иными, более положительными впечатлениями, которые у европейца не могут не вызвать общительные и доброжелательные американцы.
═
Вашингтон–Нью-Йорк – Даллас–Москва