Зою Алексеевну беспокоит, что опыт старого Союза писателей остается невостребованным.
Фото Александра Нелюбина
Президент Удмуртской Республики Александр Волков в ответ на просьбу профессора Удмуртского госуниверситета Зои Богомоловой об издании очередной ее книги пошутил: «Бюджета республики не хватит на все ваши идеи». А потом добавил: «Конечно, поможем».
У Зои Богомоловой вышло уже около двадцати толстых томов по истории удмуртской литературы и культуры. По национальности она – русская, родом из оренбургских казаков. Приехала в Удмуртию, выучила удмуртский язык и так увлеклась изучением национальной литературы, что сделала это смыслом своей жизни.
За глаза Зою Алексеевну называли Анной Карениной. Ее красота сохранилась и сейчас. «Я никогда не считала себя красивой, так как образцом для меня была моя тетя по линии отца. Очевидно, это – порода. Моя бабушка была писаной станичной красавицей: высокая, светловолосая, голубоглазая».
Зоя Богомолова выбрала специальностью русскую филологию. Дома была большая библиотека, оставшаяся от отца.
Ее отец нес внутреннюю службу в Зимнем дворце. Возил в театр царскую семью, на руках вносил в карету наследника Алексея, участвовал в похоронах Распутина. Воевал на фронтах Первой мировой войны. Потом вместе с революционными солдатами и матросами брал Зимний, участвовал в Гражданской войне, был знаком с Василием Чапаевым, Михаилом Тухачевским. Во время сталинских репрессий он был арестован вместе с братом и погиб.
В Удмуртском университете Зоя Богомолова долго читала курс русской литературы XIX века. Лев Толстой, Куприн были ее любимыми авторами. Ее уже взрослые студенты до сих пор вспоминают, какие замечательные лекции читала Зоя Богомолова. И как читала: эмоционально, артистично, с чувством влюбленности в писателей. Все знающие Зою Алексеевну отмечают и ее душевную расположенность к людям, теплоту и доброту. Наверное, за эти качества ее пригласили в республиканскую комиссию по помилованию.
Она всегда производила неизгладимое впечатление. Это открывало ей дороги там, где другим приходилось пробиваться долго. Ее сразу допустили в архив Союза писателей СССР, чтобы она могла собрать материал для своей диссертации, которую защищала в Московском областном педагогическом институте имени Крупской. Ситуация с защитой была очень сложная. Соискатель была дочерью репрессированного, и кто-то в лучших традициях советского стукачества написал об этом анонимку. Если бы не Владимир Родионович Щербина, ее оппонент, фактически руководитель, член-корреспондент Академии наук СССР, не видать ей ученой степени. Хотя она тогда еще не была членом Союза писателей России, ее пригласили вначале на второй съезд советских писателей, а потом – на последующие.
На втором съезде она впервые встретилась с удмуртской литературой. Ее поразило выступление председателя Союза писателей Удмуртии Михаила Петрова, автора романа «Старый Мултан», который она хорошо знала. Выступили более 120 человек, а запомнила она Петрова.
Через четыре года, когда Московский областной пединститут, где она преподавала, закрыли, она прошла по конкурсу на должность доцента в Ижевский пединститут и погрузилась в практически неизведанную область – удмуртское литературоведение.
К тому времени удмуртская литература повзрослела и нуждалась во всестороннем внимании. Литературная критика делала первые шаги. Зоя Богомолова стала писать книгу за книгой. В удмуртских издательствах выходят обширные исследования о Флоре Васильеве, Геннадии Красильникове, Михаиле Лямине, Кедра Митрее, Кузебае Герде, Михаиле Петрове, и даже о композиторе Геннадии Корепанове-Камском. А в них статьи, воспоминания. Здесь важно то, что составитель схватывает материал, который может вот-вот просто исчезнуть вместе со свидетелями, друзьями, коллегами, очевидцами, родными – ведь люди не вечны.
С легкой руки Зои Богомоловой многие книги удмуртских авторов издавались в российских издательствах. Но далось это нелегко. Некоторые из удмуртских писателей, и особенно коллеги-литературоведы, относятся к ее успехам весьма ревниво. Обычное обвинение – в захваливании удмуртской литературы. Но Богомолова считает, что молодая литература, как молодой человек, нуждается скорее в поддержке, чем в острой желчной критике. Она побывала на всех съездах, пленумах СП России, участвовала в секретариатах, подружилась со многими литераторами страны. У нее сохранилась огромная переписка. Среди ее корреспондентов Мустай Карим и Лев Ошанин, Владимир Солоухин и Юрий Бондарев и многие другие.
«Больше всего меня беспокоит, что опыт старого Союза писателей остался невостребованным. У местных писателей практически нет возможности издаваться. Национальные авторы лишились возможности быть переведенными на русский язык. В масштабах России осталась только московская и питерская литература, а провинциальная, особенно национальная, исчезла. Попытайтесь составить картину российской литературы, и вы поймете, что это невозможно. Все разошлись по мировоззренческим, национальным квартирам. Конечно, не все было гладко в прежнем советском Союзе писателей. Но разрушение всего до основания никогда ни к чему хорошему не приводило», – убеждена Зоя Богомолова.
Писатели сроднились со своим творческим союзом, а стране он нужен и как инструмент гражданского общества. В СП России недавно вступил, например, Михаил Калашников, ижевчанин, знаменитый оружейник. Зачем ему, спросите, это? Нужна среда единомышленников.
Знаменитый конструктор живет в одном доме с Зоей Богомоловой, часто пьет чай в ее квартире, беседует о литературе. На днях у него в Москве вышла очередная книга «Траектория судьбы». «Вас даже подозревают в том, что вы пишете за Михаила Тимофеевича книги». – «Это нелепость, он сам великолепный стилист. А как образно говорит, это все знают, кто с ним общался».
«Я думаю, что мы переживаем великое и драматическое время. Уйдут временщики, а настоящая литература – она есть, и она останется. Запечатлеть этот перелом, в том числе и на материале национальной удмуртской литературы – великая задача», – считает Зоя Богомолова.