Национальное по форме и социалистическое по содержанию ближе сердцу белорусского президента.
Фото Бориса Кауфмана (НГ-фото)
Александр Лукашенко решил заняться рекламой. По его прямой указке с витрин уже убрали «замызганные лица француженок», а вместо них вот-вот появятся румяные белорусские красавицы. МВД проверило все модельные агентства на предмет сексуальной эксплуатации моделей, а агентства для пущей пристойности прикрепили к Министерству образования. Но самые интересные новшества еще ожидают Белоруссию: скоро там начнут снимать рекламу сникерсов, кока-колы и памперсов на собственный лад – с белорусскими знаменитостями в главных ролях...
Лукашенко в своем намерении навести порядок в рекламной сфере настроен очень решительно. Фраза о француженках прозвучала еще 17 ноября в парламенте, когда он излагал депутатам свою политику на перспективу после выигранного им референдума. «Надо, чтобы у Павлова (Михаил Павлов – мэр Минска) не висели эти француженки с замызганными лицами на каждом перекрестке, в том числе и там, где президент ездит», – сказал Лукашенко, имея в виду рекламные щиты, на которых изображены зарубежные фотомодели. «Своих туда фотографируйте, и пусть рекламируют часы нашего предприятия, а импортные часы – пусть платят нашим девчатам». Далее мысль о том, что местных моделей надо трудоустраивать не за пределами Белоруссии, а внутри нее, прошла в проекте декрета «О некоторых мерах по предотвращению торговли людьми». Теперь белорусское правительство в срочном порядке разрабатывает план мероприятий, одним из пунктов которого станет обязательное изготовление рекламы белорусскими организациями с обязательным участием белорусских же граждан. Подвести под это положение собираются и те зарубежные брэнды, которые имеют свое производство в Белоруссии – такие как «Макдоналдс» и «Кока-кола».
Эксперты рекламного рынка уверены, что желание белорусского президента заняться трудоустройством местных моделей и развитием местного рекламного бизнеса только на первый взгляд кажется безобидным. Враждебность ко всему иностранному объясняется не только повышенным патриотизмом Александра Лукашенко. По мнению сведущих людей, это еще и возможность для государства отобрать выгодный бизнес у международных сетевых агентств, работающих в Белоруссии. Как известно, такие агентства приходят на рынок вслед за своими клиентами – «Кока-колой», «Кодаком», «Проктер энд Гембл». А стратегия рекламной кампании, которая развернется по всему миру, разрабатывается в головном офисе, который находится, например, в Нью-Йорке. Именно там утверждаются сюжеты роликов, постеры, плакаты. Каким образом Белоруссия сможет навязать крупным компаниям свое желание делать рекламу их продукции с участием местных моделей – никому в Минске пока не ясно. «Как можно делать новогодний ролик «Кока-колы» с нашими «МАЗами» или рекламировать «Баунти», когда кокос разбивается о берег Браславских озер?..» – сказал в недавнем интервью Интерфаксу Игорь Самкин, исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций Белоруссии.
Некоторые эксперты считают, что правительство попытается налогами и проверками «выдавить» с рынка уже работающие офисы сетевых международных агентств. А затем последует серия действий, направленных на то, чтобы прибрать к рукам этот действительно доходный бизнес. В том, что это будут свои, а не чужие руки, сомневаться не приходится.
В то же время эксперты говорят, что для развития белорусской рекламы нужно прежде всего повышать уровень жизни в стране и развивать экономику, чтобы местные предприятия не экономили на рекламе. Например, что толку сажать сотрудников рекламных агентств за использование девушек в сексуальных целях, если белорусская модель не имеет возможности нормально заработать. Гонорар в 150 долл. за одну фотосессию считается астрономической суммой в Минске, а в среднем платят намного меньше – 20–30 долл. В Москве же модель высокого класса не станет сниматься менее чем за тысячу долларов. Кроме того, белорусские производители не заинтересованы в рекламе еще и потому, что в стране нет никакой конкуренции. Холодильники выпускает всего одно предприятие, телевизоры – только два. Но ведь реклама появляется тогда, когда производители вынуждены сражаться за покупателя.
А еще белорусскому рекламному бизнесу сильно мешает крайняя зарегулированность со стороны государственных органов. Появление в минском метро слоганов типа «Сосу пыль за копейки!» просто невозможно. Один из белорусских рекламистов рассказал корреспонденту «НГ», что планировал ролик с Борисом Моисеевым, возлежащим на шикарной итальянской кровати с балдахином. Но знакомый чиновник из самых лучших побуждений посоветовал: не рискуй, этот ролик запретит либо Минздрав, либо Минкульт...
═
Минск