Российский пользователь мобильной связи знать не хочет ни о каких вредных излучениях.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
А вот чужое мы быстро схватываем. Лет десять назад приехавший в Москву француз с удивлением расспрашивал меня: отчего у вас в стране все как один ходят с пейджерами. Потому что ему по наивности мнилось, что это устройство потребно лишь игрокам на бирже, коли они, скажем, едут за границу: маклер оперативно сообщает котировки и принимает в ответ распоряжения. Но зачем пейджер ученику начальной школы – он не мог принять в свой галльский ум. Все дело в том, что мы падки на все новое. А новое у нас самих-то что? Разве что какой-нибудь умелец на Урале соберет из старой швейной машинки чудо-прибор, лечащий включением единственной кнопки простатит и проказу одновременно┘ Потому остается уповать на импорт.
У нас новое по качеству и быстроте распространения всегда носит эпидемический характер. У нас модницы одеваются во все французское, когда на Риволи это еще не продают. И, разумеется, по числу мобильных телефонов мы, как недавно выяснилось, обогнали Соединенные Штаты, подойдя к порогу 75% населения. То есть трое из четверых обитателей нашей страны уже являются абонентами сотовой связи.
Здесь, быть может, в том дело, что американцев, к примеру, то и дело пугают в прессе: мол, мобильники вредны для здоровья. Мол, электромагнитное излучение, создаваемое аппаратами, может вызывать в клетках человеческого организма генетические изменения. Понятное дело, американцы трусят, ведь они любят свои клетки и свои гены, как никто. Но нам при нашем экологическом апокалипсисе не страшно мутировать, поскольку дальше некуда┘
Как и положено, все новое быстрее, чем старшее поколение, осваивает молодежь. Быть может, потому, что, не обремененные семейными и деловыми обязанностями, молодые люди вольны свободнее распоряжаться своим временем. Вот только новой информации соответственно у них меньше, как и лишних денег. И то и другое молодежь замечательно научилась преодолевать с помощью SMS-сообщений, которые, разумеется, много дешевле обычного разговора и которые называются на жаргоне тинейджеров «эсэмэсками». По статистике, этот вид связи в десять раз опережает обычную электронную почту: то есть на одно электронное письмо у нас теперь приходится десяток «эсэмэсок», размер которых, впрочем, не должен превышать 160 знаков. Но и этого количества для подавляющего числа молодых SMS-абонентов достает с лихвой.
Письма писать вообще-то дело хлопотное. Опять же, даже для сочинения короткого письма нужно хоть что-то иметь сказать. Но поскольку сказать, как правило, нечего, а общаться хочется, то в жанре SMS сложился свой знаковый язык, по-своему весьма забавный. Язык этот иерографический, причем его знаки может воспроизводить любой мобильный аппарат. Есть знак, означающий «улыбка», есть – «шучу». «Хо-хо-хо» отличается от «хи-хи-хи», поскольку, легко догадаться, это разные реплики в диалоге. Есть иероглифы «заткнись», «сержусь», «сейчас укушу», «упс-с», «ни фига себе», «убит горем», «горячий поцелуй», «смущен», «прям не знаю что сказать», «блин!», «маст дай», «сам-то понял, что сказал?», даже «простудился», «совсем плохой» и «тошнит». Только абоненты «Би Лайн», по данным фирмы, отправляют 13,5 миллиона таких посланий ежедневно. То есть у нас на глазах складывается общество невероятно коммуникативное.
Но, конечно, и здесь мы не на острие, но в фарватере. У нас еще не добавили в словарь Ожегова наиболее популярные SMS-словечки, тогда как в Оксфордском словаре такой раздел уже есть. Понятно, любая феня создается из соображений конспирации, и язык эсэмэсок здесь не исключение. Конспирируются в данном случае от старшего поколения, которое, конечно, ничего не понимает в этой абракадабре. И ФБР, к примеру, пришлось нанимать нескольких подростков, которые обучали агентов эсэмэсному языку, без чего никак не удавалось вычислять педофилов.
Восторженные поклонники всего нового утверждают, что этот вид связи сегодня с успехом заменяет институт любовных записок, а архив мобильников в ряде случаев становится чем-то вроде девичьих альбомов. И никто не сетует на, сказать помягче, убогость этого способа выражения чувств, не говоря уж о том, что сама форма влияет на качество содержания. Что ж там плакать по волосам, коли Microsoft уже перевела сокращенный специально для этого текст «Илиады» на SMS-язык┘ Но ничего, человечество и не такое переживало: кино не отменило театр, а резиновые электронные куклы – живых девушек. Мы еще вернемся к простому бумажному любовному посланию, с виньетками и надушенному. Впрочем, говорят, японцы работают над тем, чтобы передавать по мобильной связи и запахи.