За выкуренную сигарету в общественном месте в Италии штрафуют на 275 евро.
Фото Reuters
Итальянцы слывут анархическим народом, который не любит подчиняться предписаниям и запретам. Многие, пожалуй, слишком многие, на Апеннинском полуострове склонны считать, что законы – только для других. Люди возмущаются и пишут гневные письма в редакции газет, когда узнают, что какой-то влиятельный человек не был наказан за какой-то проступок, но при этом считают совсем непредосудительным самим уходить от ответственности. Такой менталитет присущ как рядовым гражданам, так и политикам – правым и левым, сторонникам правительства и оппозиции.
Это подтвердилось в начале года, когда в Италии вступил в силу новый закон о полном запрете курения в общественных местах. Закон мотивирован тем, что табак вредит здоровью не только самих курильщиков (это в конце концов их личное дело), но и окружающих, поскольку они поневоле вдыхают чужой дым и становятся жертвами пассивного курения. Следовательно, теперь запрещено курить всюду, где собирается публика, – на работе, в баре, в ресторане, в учреждениях. Практически курить можно только дома, на улице или, по крайней мере теоретически, в специальных залах с мощной вытяжкой, обеспечивающей полную смену воздуха герметически изолированных от соседних помещений. Реакция общественности на эти мероприятия была неоднозначной, кто-то «за», а кто-то «против». Но особо выделяются отклики некоторых политиков, не чувствующих себя связанными новым законом. Как в «Скотном дворе» Оруэлла, «все животные равны, но некоторые равнее».
Взять хотя бы министра обороны Антонио Мартино, представителя правящей партии «Форца Италиа!» («Вперед, Италия!»), которой руководит сам премьер-министр Сильвио Берлускони. Мартино признался, что курит с молодости и высказал мнение, что полный запрет на курение в общественных местах – антидемократичен. Закон законом, заявил он, но он все равно будет по-прежнему курить на заседаниях Совета министров. К этому, дескать, уже привык даже некурящий Берлускони. Мартино обратил внимание на то, что не отказывается от сигареты даже на международных конференциях, например на совещаниях Совета НАТО в Брюсселе, на которых присутствуют его коллеги, включая американца Дональда Рамсфелда.
О намерении не бросать курить заявил и другой видный политик, бывший министр иностранных дел, ныне европейский комиссар Франко Фраттини. Это что касается правительственного лагеря. Однако «вольнодумцев», готовых нарушать закон, более чем достаточно и в стане оппозиции. В качестве их знаменосца проявился Оливьеро Дилиберто, политический секретарь Партии итальянских коммунистов, одного из ростков старой Итальянской коммунистической партии, оставшейся на прежних «большевистских» позициях. Дилиберто член палаты депутатов, а в предыдущем левоцентристском правительстве был министром юстиции. На вопрос журналиста газеты «Коррьере делла сера» он ответил: «В общественных местах буду по-прежнему курить». А как же штраф? «Не важно, – ответил он, – заплачу и зажгу новую сигару». В конце концов добавил: «Мои легкие пусть будут только моей заботой. Считаю идиотизмом навязывать здоровье по закону. Буду применять гражданское неповиновение, как Ганди». Очевидно, он не считает дурным вкусом, если не кощунством, сравнивать себя с великим поборником национальных прав в бывшей колониальной Индии.
Следует отметить, что запрет на курение действителен и для парламента. Еще в декабре, когда был принят закон, председатель палаты депутатов Пьерфердинандо Казини разослал всем народным избранникам личные письма с предупреждением о том, что для них не будет допускаться исключение. А в ночь на, 11 января, когда антитабачный закон вступил в силу, из огромного вестибюля палаты исчезли все пепельницы, которые были перенесены во внутренний двор, на свежий воздух. Но «товарищ» Дилиберто считает, что это его не касается. В вызывающем тоне он заявил: «Письмо Казини? Я его свернул и превратил в сигару». А несколько лет назад, когда после очередных выборов произошла смена правительства, в своей прощальной речи этот «неперестроившийся» коммунист торжественно заявил: «Я горжусь, что в бытность мою министром юстиции уважал и заставлял всех уважать законы республики, Конституцию и законность». Очевидно, для Дилиберто такие принципы больше недействительны, когда задевают его личные интересы или просто прихоти.
Есть недовольные и среди простых смертных. Недовольны в первую очередь владельцы ресторанов, баров и кафе, в которых теперь абсолютно запрещено курить. Их ассоциация после неудавшихся попыток еще на полгода отложить вступление закона в силу решила обратиться в суд. Ведь закон требует от них не только просить возможных нарушителей немедленно потушить сигарету, но и вызывать полицию в случае отказа «грешного» клиента. За недонесение с ресторатора могут взять штраф в размере до 2200 евро! Владельцы общественных заведений считают, что эти правила налагают на них обязанности блюстителей порядка, для которых у них нет юридически зафиксированных полномочий. Кроме того, закон обязывает рестораторов выделить специальные закрытые помещения для курящих, в которых очищение воздуха обеспечивается вентиляционными аппаратами. Это, во-первых, очень дорого, а во-вторых, часто нет места для выделения особых залов для курящих. Но есть и трудовые осложнения. Персонал ресторанов, сообщили профсоюзы, может отказаться обслуживать курящих в отдельных залах, потому что парящий там в воздухе дым может превратить их в пассивных курильщиков и вредить их здоровью. Предусмотренные законом взыскания более строги для рестораторов, чем для строптивых курильщиков, с которых в качестве штрафа взимается максимально 275 евро. Правда, эта сумма удваивается, если нарушитель курит в присутствии беременных женщин или несовершеннолетних детей.
Дело не обошлось без курьезов. Первой жертвой нового закона стал 22-летний неаполитанец, закуривший за чашкой кофе в одном из центральных баров родного города. Он был оштрафован по максимуму – 275 евро. В этот момент часы показывали одну минуту первого 11 января.
═
Рим