0
1333
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.12.2004 00:00:00

Кто убил Кирова?

Тэги: киров, убийство, история


киров, убийство, история Н.Х. Рутковский. И.В. Сталин у гроба С.М. Кирова. 1934 г.

Семьдесят лет назад, 1 декабря 1934 года, в Ленинграде коммунист Николаев застрелил секретаря ЦК ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова. Вот, пожалуй, и все, что есть достоверного в этой истории. Остальное – результат пластичности популярного литературного жанра, известного как «историческая наука».

При Сталине считалось, что Киров был убит по прямому или косвенному заданию Троцкого. Основание – материалы допросов участников «троцкистско-зиновьевской группы». Однако допрос – не исповедь, дело тонкое. Сегодня принято считать, что Киров стал жертвой многоходовой стратегической комбинации, родившейся в гениальном уме Иосифа Виссарионовича. Именно так – несмотря на кажущийся комизм этой фразы. Например, советолог Алекс де Джонг, автор книги «Сталин и формирование Советского Союза», писал: «Если бы убийство Кирова не подтолкнуло Сталина к истреблению старой большевистской гвардии, и особенно Бухарина, он никогда бы не смог подписать пакт с Гитлером, который привел ко Второй мировой войне». Интересно, существует ли сейчас хоть один действующий политик, способный или хотя бы пытающийся просчитывать ходы на пять лет вперед?

Отечественные историки перестроечной формации были скромнее в своих выводах. В частности, Рой Медведев списывал убийство Кирова на личные качества вождя-тирана: «Грубый, властолюбивый, подозрительный и жестокий Сталин плохо переносил возле себя людей ярких и самостоятельных. Растущие популярность и влияние Кирова не могли не вызвать у него зависти и подозрений». Так оно понятней народу. Что касается доказательств «сталинской версии», то тут очень характерным представляется признание-оговорка Дмитрия Волкогонова: «В архивах, в которые я получил доступ, нет материалов, позволяющих с большей степенью достоверности высказаться по «делу Кирова». Зная сегодня Сталина, его исключительную жестокость, коварство и вероломство, вполне можно предположить, что это его рук дело. Одно из косвенных доказательств – устранение двух-трех «слоев» потенциальных свидетелей. А это уже почерк Сталина». Вот такая «графологическая экспертиза».

А вот еще замечательная цитата – из Роберта Конквиста: «Так как никогда не было выдвинуто ни одного серьезного мотива, почему Ягода хотел убить Кирова, ясно, что приказы отдал Сталин». Почувствуйте логику. Ее здесь, право, не меньше, чем в знаменитом крыловском «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Заинтересованные в заранее определенном результате историки фактически признаются, что главным доказательством причастности Сталина к убийству является отсутствие таких доказательств.

Ну и не надо придираться к словам, ведь зорко, как мы знаем, одно лишь сердце... А если у вас нет сердца, вы будете вынуждены признать, что не знаете, кто отдал приказ убить Кирова. Но отсюда недалеко и до оправдания массовых репрессий 1937 года! Ведь убийство Сталиным Кирова – это краеугольный камень концепции, согласно которой вина за репрессии и террор лежит исключительно на сталинском злом гении. А значит, они не являются закономерным этапом революции и гражданской войны, когда победители, исчерпав ресурс «врагов», уничтожают друг друга.

Заказчиками этой концепции были советские партийные руководители, стремившиеся соблюсти верность «принципам» и при этом не разделить ответственности за совершенные во имя этих принципов преступления. Мало кто помнит, что главный обличитель сталинизма Никита Сергеевич Хрущев был куратором НКВД во время «ленинградского дела». Может, он ничего и «не подписывал», но архивные документы, придя к власти, почему-то сжигал вагонами. Не в последнюю очередь из-за этого 30–50-е годы являются самым объективно малоизученным и «бездоказательным» периодом отечественной истории. Мемуаров много – а документов нет.

Кстати, именно Хрущевым была инспирирована точка зрения на убийство Кирова как на сталинскую провокацию, предпринятую с целью развязывания большого террора. Специально для этого была создана комиссия ЦК. Прямых доказательств комиссия не обнаружила, но все равно пришла к требуемым выводам. Как говорят математики, «сначала я понял, что теорема верна, а потом стал думать, как ее доказать». Что уж говорить об истории, никогда не пользовавшейся репутацией «точной» науки┘

* * *

Подобно тому, как Гражданская война закончилась не в 1922 году, а лишь с началом Великой Отечественной (когда наше общество перестало считаться «классовым» и снова стало единым народом), культ личности Сталина не был отменен на ХХ съезде. Просто из хвалебного он стал ругательным. По-настоящему он закончится, когда от имени тирана в русском языке останется лишь одно словосочетание – «сталинские дома». С учетом объема и качества нынешнего жилищного строительства, именно так и будет. «Сталинские дома» простоят долго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
815
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
919
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
565
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
662

Другие новости