0
5112
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.10.2004 00:00:00

Рисовал на любом клочке бумаги

Тэги: ярославль, лобанов, биография, творчество


ярославль, лобанов, биография, творчество Александр Лобанов воспел в своих картинах ружье как символ силы и независимости.
Репродукция Вячеслава Юрасова

Вряд ли когда-либо выходец из семьи лодочника и домохозяйки Александр Павлович Лобанов, человек, страдающий глухотой, немотой и психическим расстройством, мог предполагать, что его рисунки получат мировое признание, а сам он станет в один ряд с известными российскими авторами-аутсайдерами. В 79 лет художник-самоучка, проведший 56 лет в психиатрической лечебнице, ушел из жизни, так и не сумев осознать ни степени своего таланта, ни масштабов своей известности. На годину к его могиле приехали участники международной научной конференции, посвященной искусству людей с психиатрическим опытом, а работы Александра Лобанова сейчас выставляются в галереях Европы и Америки.

Александр родился в Мологе в семье лодочника, его мать была домохозяйкой. Сейчас уже невозможно установить, являлись ли его недуги врожденными или это последствие перенесенных в детстве травмы либо заболевания. Сильным потрясением для всей семьи стало затопление родной Мологи, последующий переезд в Ярославль. Возможно, тогда родители первый раз обратились по поводу здоровья ребенка к врачам, и это отложилось в памяти мальчика. На одной из самых ранних работ художника изображена женщина, которая приводит маленького мальчика к доктору, а тот, защищаясь, стреляет в человека в белом халате из пистолета. Заметим, что это единственная работа художника, на которой оружие стреляет.

Потом последовала неудачная попытка устроить ребенка в Загорский интернат, но образования Александр так и не получил, даже азбуку глухонемых не освоил. Однако небольшой опыт письма у него все же был. Трудно поверить, но с такими явно выраженными отклонениями от общепринятой нормы, будучи взрослым, Александр работал учеником слесаря на Ярославском моторном заводе. Но болезнь прогрессировала, и в возрасте 23 лет Александр Лобанов был определен в Афонинскую психбольницу, что недалеко от Ярославля. В ее стенах он провел всю оставшуюся жизнь. В 60-х годах родственники хотели забрать Александра Павловича из больницы, но он категорически отказался.

А на первых порах отказ от него близких людей и вынужденная изоляция стали сильным испытанием для неуравновешенной психики Лобанова. Он несколько лет протестовал, поднимая пронзительный крик, агрессивно вел себя по отношению к окружающим. А потом у него открылся дар рисования, которое стало для него своего рода компенсацией ущербного состояния души.

Рисовал много и на любых клочках бумаги, которые ему попадались под руку. Но в основном это была обратная сторона политических плакатов, призывающих дать отпор агрессивным проискам империализма во Вьетнаме, в Палестине, на Кубе. Естественно, что никто из медперсонала психбольницы не обратил внимание на то, что Александр начал рисовать, но врачи отметили, что прежде беспокойный и агрессивный пациент становится все более спокойным, тихим, даже контактным. Над любым рисунком Александр начинал работу с рамочки, тщательно расчерчивая и вырисовывая ее. Причудливый орнамент – словно заставка, отделяющая реальную жизнь слабоумного пациента от жизни в искусстве талантливого художника.

В последние годы у Александра появилась своя техника письма: из стержней выдавливал пасту, перемешивал ее и тоненькими палочками, а иногда и спичками, начинал рисовать. Александр Лобанов создавал свой иллюзорный мир, на защите которого всегда стоял человек с ружьем. Откуда это пришло? Возможно, из юношеских воспоминаний. Во время войны в один из соседских домов на постой пришли солдаты, сложили в груду ружья. Увиденное потрясло Александра. А когда один из солдат в шутку пообещал подарить ружье, а потом, естественно, «позабыл» о своем обещании, близкое, казалось, обретение желанного превратилось в настоящую трагедию для юноши. С тех пор более полувека на каждой своей картине художник упорно изображал оружие, и уже никто не смел его у Александра отнять.

Ружье становится для Лобанова символом силы, независимости, всего того, чего он был по определению лишен. Но возведенный в культ человек с ружьем у Александра Павловича не агрессивен. Он не нападает, а защищает. А оружие – тотем, своеобразная икона. Символичны и надписи на картинах: «Лобанов. Ружье. Хорошо», «Не добивай подранка стволами или ложей ружья. Не пользуйся ружья для того».

В конце 50-х годов у Александра Лобанова появился друг – водитель больничного грузовика Геннадий. Они общались на языке, совершенно непонятном для окружающих. При возможности Геннадий приглашал Александра Лобанова домой на обед и, будучи заядлым охотником, рассказывал художнику о своем увлечении. В результате тема охоты в творчестве Лобанова становится одной из основных. Свои работы Александр впервые показал и подарил именно Геннадию, который обклеил кабину своей машины портретами вождей. Их Лобанов рисовал в изобилии. Вместе с Геннадием художник впервые посетил галантерейные магазины, отделы игрушек и канцелярских товаров, где для Александра покупались значки и прочие безделушки.

До 70-х годов художник упоминал о себе только в третьем лице. Потом Александр Павлович начал осознавать себя не объектом, а субъектом и ставить подписи на картинах – сперва инициалами, а потом полным именем. В его небогатом словарном запасе, в основном на тему оружия, появляется местоимение «Я». И высшей самооценкой и оправданием своего существования на этом свете становится фраза «Я рисование».

Вскоре в жизни Александра Павловича появляется еще одна пламенная страсть – фотография. Он позировал мастерски, вдохновенно. В его творческом наследии сохранилось более пятисот фотопортретов. Новым витком его творчества стали коллажи, когда Лобанов вклеивал свое изображение в уже написанные картины. Позднее появились автопортреты.

В середине 90-х годов прошлого века к Лобанову приходит общественное признание. В 1997 году в Ярославле состоялся пилотный арт-проект «ИНЫЕ», в рамках которого произошло первое знакомство публики с творчеством этого маргинального художника. С тех пор у Александра Павловича состоялось четыре персональные выставки, которые демонстрировались не только в Ярославле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Франции. В ноябре этого года с творчеством Александра Лобанова познакомится Калифорния.

Наследие художника – это около 300 рисунков, более 500 фотопортретов, десятки самодельных записных книжек. Некоторые вещи были переданы самим автором еще при жизни председателю арт-проекта и куратору коллекции «ИНЫЕ» Владимиру Гаврилову. Оставшуюся, большую, часть ему передали родственники уже после смерти художника. Сейчас часть экспозиции демонстрируется в мемориальной комнате Александра Лобанова в больнице «Афонино». Полностью представить коллекцию Владимир Гаврилов планирует к 2010 году – им уже подана заявка на организацию первого в российской провинции музея-студии «ИНЫЕ».

Ярославль


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
714
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2449
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1640
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1266

Другие новости