Сотни сотрудников правоохранительных органов стали гостями фестиваля по долгу службы.
Фото автора.
Первые в июле пятница, суббота и воскресенье для Самарской области – разгар «песенной путины». Со всех концов России, из стран бывшего Советского Союза и даже из многих дальних государств сюда устремляются люди с гитарами и рюкзаками. В поездах и автобусах, на речных теплоходах, в личных авто и самолетах┘ На давно ставшую всемирно известной Фестивальную поляну у Мастрюковских озер, в волжской пойме напротив гряды Жигулей. К знаменитой песенной Горе под железнодорожным разъездом 135-й километр между Самарой и Тольятти, который вот уже третий год носит наименование «Платформа имени Валерия Грушина».
Самому Валерию Грушину, туристу, старшекурснику Куйбышевского авиационного института, погибшему при спасении детей в горной сибирской реке и посмертно давшему свое имя фестивалю, в этом году исполнилось бы 60 «пенсионных» лет. А безвременно ушедшему из жизни создателю признанного гимна Грушинского – песни «Милая моя», которой завершается каждый фестиваль, многолетнему члену и председателю грушинского жюри Юрию Визбору в июне было бы 70.
Но у Грушинского фестиваля в этом году не круглая дата – он проводился в 31-й раз. Его по-прежнему любят. Хотя не все. Многие, как известный бард Юрий Кукин, утверждают: «Грушинский ненавижу всеми фибрами души! Убить его, чтоб не мучился...» – потому что убеждены: Грушинский сегодня – это бешеные деньги. Фестиваль стал рыночным, его превратили в прибыльное шоу. А именитые барды хотя и стонут, но все же едут сюда, к июльским Жигулям. Потому что для них Грушинский – это работа на более чем 100-тысячную аудиторию, которую они никогда и нигде больше не соберут.
В этом году – после июньского взрыва на Кировском рынке в Самаре – руководство областных силовых структур приняли беспрецедентные меры для безопасности фестиваля. Кроме гостей и участников «грушинки» его зрителями и слушателями по долгу службы было свыше 1000 только одних милиционеров в форме и гражданском платье. Были также задействованы значительные силы со стороны УФСБ, ГО и МЧС и других силовых структур.
Нынешний Грушинский был как никогда «зеленым». Губернские власти, оргкомитет фестиваля, который в этом году возглавил глава областного правительства Сергей Сычев, экологические и природоохранные организации постарались, чтобы фестиваль обошелся без вреда и ущерба не только для людей, но и для реликтового лесного уголка на волжских песчаных берегах. Еще за пару месяцев до его начала здесь началась генеральная уборка Фестивальной поляны и прилегающей территории. Только добровольцы из числа самарских энергетиков собрали и вывезли отсюда свыше 120 тонн мусора.
Чтобы приезжая публика не вырубала лес, лесники в огромном количестве завезли дешевые дрова для костров и колья для 50 тысяч палаток, появилась скважина с артезианской водой. Еще одна интимная подробность: впервые на Грушинском выставили 62 биотуалета.
═
Знаменитая грушинская сцена-гитара держится на плаву уже четвертый десяток лет. |
Защитники чистоты на песенной Поляне принялись за дело задолго до фестиваля. |
═
═
Наплыва VIP-персон в этом году не было. На Фестивальной поляне были замечены председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов, областной министр культуры, молодежной политики и спорта Ольга Рыбакова да экс-вице-губернатор и прошлогодний председатель оргкомитета Грушинского, а ныне депутат Государственной Думы и потенциальный кандидат в самарские губернаторы Виктор Казаков. Кстати, генерал-майор запаса Виктор Сазонов не только был слушателем, но еще и выступающим, отдуваясь за коллег в конкурсе «поющих политиков».
На фестивале, который давно стал всероссийской молодежной тусовкой всех «немного двинутых», в избытке было и бритоголовых скинхедов, и раскрашенных, обвешанных побрякушками панков, и длинноволосых хиппи, и кришнаитов.
На железнодорожной Платформе имени Грушина милиционеры старательно досматривали сумки выходящей из электричек публики, реквизируя горячительные напитки. Но народ привычно пил в течение всего фестиваля. И если в прошлом году задержанных за «злоупотребление» алкоголем было 4, то в этом милиция задержала 156 человек. Хотя по сравнению со 130 тысячами побывавших на поляне за дни фестиваля это капля в море.
Нынешний Грушинский прошел на удивление тихо, мирно и радостно. Впервые организаторы разбили выступающих на 4 тематические эстрады. На первой выступали талантливые молодые авторы из «новой волны». На вторую пригласили лауреатов прошлых лет. Третью выделили мэтрам бардовской песни. А четвертую предоставили в распоряжение ребятам из региональных клубов туристской песни со всей России.
Жюри фестиваля, которое в этом году в очередной раз возглавлял известный бард Вадим Егоров, назвало имена лауреатов. Ими стали Ольга Чикина из Рязани и Олег Новосельцев из Нижнего Новгорода, квартет «Баумана–33» из Димитровграда, волгоградский ансамбль «Альманах» и петербургский «Зимовье зверей», москвичка Наталья Турянская и Елена Решетняк из Астрахани, алмаатинец Эдуард Двухименный, полтавчанин Алексей Бардин и томич Роман Ланкин. Лауреатами детского конкурса были названы ансамбль «Интервал» из Кургана из Настя Панарина из Северодонецка.
Грушинский по-прежнему любят и ненавидят – кто как. Но в палаточном песенном городе у Мастрюковских были, есть и будут открытия новых талантов и будет жить любовь.
Ибо, как 15 лет назад, здесь спел сразу ставший «живым классиком» бывший столяр из Кургана Анатолий Киреев:
Кто-то выключит свет –
лампу солнце потушит,
И зажгутся костры, голоса
зазвенят.
Ах, как хочется петь, ах, как
хочется слушать,
Ах, как хочется жить
и любить всех подряд!
Самара