На юге острова Хайнань на огромном постаменте возвышается гигантская статуя богини Гуаньинь высотой более 100 метров. Она безмятежно взирает на синюю гладь Южно-Китайского моря. В сравнении с ней нью-йоркская статуя Свободы - халтурная работа дилетанта.
Хайнань - самый большой (после Тайваня) китайский остров. На берегу пролива расположена столица островной провинции - город Хайкоу ("Морские ворота"), с которого обычно начинаются все маршруты по острову. В древности китайцы называли остров Хайнань "нефритовым краем". Это не более чем метафора, вроде "Жемчужины Востока". Тем не менее в нынешнем Китае делается все, чтобы превратить этот единственный в стране остров с тропическим климатом в туристическую "жемчужину".
Возникновение Хайкоу относится к периоду правления династии Тан (618-907 гг.) Сегодня это современный красивый город с населением около 2 млн. человек, с фешенебельными отелями, развитой индустрией отдыха и развлечений. А когда-то остров Хайнань был чем-то вроде "китайских Соловков": сюда ссылали непокорных и неугодных императору чиновников. Опальные изгнанники называли Хайнань "воротами ада".
В окрестностях Хайкоу рядом с междугородным автовокзалом находится так называемая "Кумирня пяти благородных мужей", напоминающая о тех ссыльных, которые подвергались опале при императорском дворе. В честь пятерых из них при маньчжурском императоре Гуансюе были возведены мемориальные здания и храмы (1880 г.).
На территории "кумирни" расположены два храма: даосский и буддийский. Со здешней статуей Будды связана почти детективная история. Во время японской оккупации она была "пленена" незваными гостями, и ее предполагалось отправить за море. Но капитуляция Японии спасла статую от "эмиграции": из Гуанчжоу она была доставлена в Хайкоу, где и заняла почетное место в храме.
В послевоенные годы Хайнань был одной из самых отсталых провинций Китая. Может быть, поэтому с 1949 г. сюда стали переселяться этнические китайцы из Индонезии и Малайзии, а позднее - и из Вьетнама.
В 60 км к юго-востоку от Хайкоу расположен город Вэньчан с каналами, обрамленными большими вязами и плакучими ивами. Близ центральной площади высокая ограда, за которой укрылся даосский храм. Рядом буддийское святилище, и это наглядное проявление веротерпимости. В окрестностях Вэньчана находятся обширные плантации кокосовых пальм. Считается, что кокосовое молоко продлевает жизнь, и недаром самое большое число китайцев-долгожителей обитает именно в этом регионе.
Санья - второй по величине город на Хайнане, он раскинулся на южном побережье острова. Получив в 1988 году статус отдельной провинции, Хайнань одновременно был объявлен специальной экономической зоной, и с этого времени началось интенсивное развитие острова. Санья специализируется на международном туризме. Мягкий микроклимат с сухим воздухом, песчаные пляжи, живописные бухты - все это привлекает сюда десятки тысяч путешественников.
В туристических буклетах утверждается: "Кто в Санье не бывал, тот Хайнаня не видал". И с этим можно согласиться. На набережной бухты Да Дунхай ресторанчики с вывесками на русском языке: сюда тянутся наши дальневосточники. Для них китайская Санья - то же, что для российских европейцев турецкая Анталья. Кстати, на западной окраине Саньи проживает компактная мусульманская община, насчитывающая более 5 тыс. человек. Минареты, стоящие рядом с мечетями, отличаются своеобразием: башенки на вершинах минаретов своей формой напоминают китайские фонарики.
С мысом Тяньяхайцзяо, что в 24 км к западу от Саньи, связана древняя легенда. Здесь, во время своих беспечных странствий, побывал царь обезьян Сунь Укун. Он якобы и дал этому месту название, которое дословно означает "Край неба, предел моря". Обезьяны живут на острове и сегодня: сотни макак водятся на "обезьяньем острове" Наньвань, близ городка Ксинкун в 50 км к западу от Саньи. Посетителей заповедника встречает необычная скульптура: обезьяна, сидящая в позе роденовского "Мыслителя" на стопке томов Дарвина. В одной лапе - человеческий череп, в другой - циркуль для обмера головы.
Народ тянется к аттракционам, развлечениям, и лишь немногие китайцы-паломники карабкаются по крутому склону горы, туда, где устроен небольшой павильон со статуей царя обезьян. Сунь Укун - это сказочный образ, литературный персонаж очень популярный в Китае.
Перед скульптурой Сунь Укуна - небольшой жертвенник, где дымятся ароматные палочки. А в ветвях скачут макаки - его "подданные". Они на "беспривязном содержании", но некоторые из их собратьев посажены на цепь и должны развлекать праздную публику. Под навесом - пять макак, перед каждой - шест с флагом. Подходит очередная группа туристов, и по команде экскурсовода "знаменосцы" хватают флаги и застывают с ними по стойке "смирно".
Дорожка ведет к огромной скульптуре улыбающегося Милэфу. По китайским представлениям, Майтрейя (грядущий Будда) уже воплотился в Х веке, став монахом Ци Ци. Его-то и изображают в виде благодушного толстяка. Из динамиков льются ритмические песнопения; монахи-смотрители восседают перед статуей Милэфу и беседуют с паломниками. Над головой у буддийского пастыря круг с символами инь и ян. И, конечно же, изображения обезьян, которым китайские живописцы уделяли особое внимание.
Островок Няньвань лежит к востоку от Саньи. А на таком же расстоянии к западу от города, у горы Наньшань ("Южная гора"), раскинулся парк, где собраны памятники буддийской культуры и этнографические диковины. При входе посетителей встречает трехликая статуя Гуаньинь, богини сострадания. Согласно доктрине северной ветви буддизма - махаяне, верующий может достичь нирваны с помощью праведников. Это бодхисатвы, подвижники, достигшие нирваны, но отказавшиеся погрузиться в нее ради помощи другим. В принципе ими могут быть только мужчины, но в Китае бодхисатва Авалокитешвара приобрел женскую ипостась, став Гуаньинь - богиней сострадания.
В одном из храмов парка находится статуя Гуаньинь из чистого золота (140 кг), занесенная в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая (из драгметалла) в Азии. Украшенная драгоценными камнями и стоящая на нефритовой подставке, она завораживает изяществом и тонкостью ювелирной работы.
Хайнань - второй по величине китайский остров после Тайваня, и он соперничает с ним во многих сферах. Так, например, на островке близ парка Наньшань в октябре 1999 года был заложен постамент для гигантской статуи Гуаньинь. По замыслу архитекторов 108-метровая скульптура богини, стоящей на лотосе, должна затмить подобное сооружение на Тайване. Работа над статуей близка к завершению; ее открытие предполагается в конце 2004 года.