В России делается 3 миллиона переливаний крови в год. В США –до 15 миллионов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Пока ученые мужи совершают научные открытия одно сенсационнее другого, современная медицина излечивает множество заболеваний посредством неизменной константы человеческого организма - крови и ее компонентов.
"Заменителей крови не существует, - подчеркивает доктор медицинских наук, директор Центра крови Министерства здравоохранения РФ Евгений Жибурт. - Можно вспомнить о переливании морской воды раненым матросам в безвыходной ситуации. Морская вода как солевой раствор действительно близка по составу к человеческой крови. Но переливание даже идеально подобранных солевых растворов может лишь на короткое время восполнить потерю жидкости в сосудистом русле - не более".
История переливания крови весьма драматична, а подчас и трагична.
Базисом развития современной науки о переливании крови послужило объяснение в 1900 году сотрудником Института патологической анатомии Венского университета Карлом Ландштейнером причин склеивания и выпадения в осадок (агглютинации) эритроцитов одного человека сывороткой другого. Ландштейнер пришел к выводу о существовании трех групп крови - О, А и В. Это его открытие было отмечено Нобелевской премией в 1930 году.
Первый в мире Институт переливания крови был открыт 26 февраля 1926 году в Москве по инициативе Александра Богданова (Малиновского) (1873-1928), который и стал его первым директором. Еще в 1908 году в своем романе "Красная звезда" он выразил мнение, что есть возможность дополнить политический социализм взаимным обменом крови, тем самым создав из человечества братство, соединенное не только общей идеей, но и общей кровью. Богданов интересовался эффектами взаимных переливаний крови (500-1000 мл) между больными и между больными и здоровыми людьми.
В марте 1928 году у студента МГУ Л.И. Колдомасова сотрудники Института обнаружили скрытую форму туберкулеза и последствия перенесенной ранее малярии. Богданов предложил ему взаимный обмен крови на основании того, что Богданов, как врач с многолетним стажем, имеет сопротивляемость к туберкулезу. Трансфузия могла бы передать Колдомасову эту сопротивляемость, избавив его от болезни. У обоих была одинаковая группа крови - О (I), и вечером 24 марта 1928 года было проведено взаимное переливание, каждому около литра. Вскоре у обоих развились тяжелые осложнения.
Колдомасов неделю лечился в Институте переливания крови, затем в течение двух месяцев - в туберкулезном санатории. В 1983 году 76-летний Колдомасов жил в Новосибирске, приписывая свое излечение эффекту от переливания крови Богданова. А вот сам Александр Александрович Богданов скончался 7 апреля 1928 года. Причина смерти: интоксикация, почечная недостаточность в результате гемолиза донорской крови после несовместимой трансфузии. Система группы крови резус была открыта спустя 12 лет - в 1940 году.
Некоторые, не столь утопические результаты не выдержали проверку временем, например, использование трупной крови для переливания.
Иная ситуация с взаимосвязью групп крови и болезней. Так, санкт-петербургский ученый А.И. Чепель недавно доказал, что связь группы крови Lewis с ишемической болезнью сердца в диагностическом отношении превышает значимость уровня холестерина. По словам Евгения Жибурта, это - научные данные о взаимосвязи группы крови и заболевания, но к деятельности "астрологов от крови" они не имеют отношения.
Но чаще всего в своей обыденной жизни население сталкивается с так называемым резус-конфликтом. В нашей стране 15% жителей резус-отрицательные. У монголоидной расы превалирует доля резус-положительных лиц. На острове Тайвань не определяют резус-фактор вообще - население сплошь "положительное". Что есть отрицательный резус? Это отсутствие антигена D на эритроцитах. Неблагоприятная ситуация возникает, если мать - резус-отрицательная, а отец - резус-положительный. При попадании в кровь матери эритроцитов плода, несущих унаследованные от отца "чужеродные" антигены, против последних продуцируются антитела. Они проникают в обратном направлении сквозь плаценту, вызывая разрушение эритроцитов плода (гемолиз) и анемию различной тяжести. Отсюда и название - гемолитическая болезнь новорожденного. При тяжелом поражении могут развиться повреждение сердца, отек и гибель плода. Для предотвращения этого заболевания существует единственный доказанный метод - введение беременной матери антирезусных антител - препарата антирезусного иммуноглобулина. Которого в нашей большой стране большой дефицит: мало иммунизированных доноров - мало донорской плазмы, содержащей нужные антитела.
Ежегодно в России рождается 1 миллион младенцев. Из них у 150 тысяч - мамы "отрицательные". У 100 тысяч таких мам - дети "положительные". Вот таким матерям и показано проведение специфической профилактики.
Любопытна статистика относительно соотношения между собой групп крови среди населения Москвы. 35% людей - с первой группой, 35% - со второй, 20% - с третьей и 10% с четвертой группой крови. Примерно такое же распределение среди доноров и больных. Получается, донором для больного с четвертой группой крови и отрицательной резус-принадлежностью может быть один человек из ста.
В России делается 3 млн. переливаний крови в год. В США - до 15 млн. "Наша служба крови состоит из двух частей - производство и клиническое применение компонентов крови, - рассказывает София Голосова, заведующая отделением заготовки крови и ее компонентов Центра крови. - Большое количество патологических состояний организма характеризуется нехваткой тех или иных компонентов крови. Доноры же традиционно сдают цельную кровь, но это можно делать нечасто: мужчинам - 5, женщинам - 4 раза в год. Статистика показывает, что 30% потенциальных доноров по разным причинам не подходят для сдачи крови".
Что делать, если человек пришел сдавать кровь, а инфекцию он "подхватил", скажем, вчера и антитела еще не успели выработаться? Сданная кровь проходит 3-месячный карантин, и, если при повторном обследовании донора выявляется наличие инфекции, кровь уничтожается.
К сожалению, проблема нехватки доноров очень актуальна для России. С другой стороны, парадоксальна психологическая мобилизация граждан во время катастроф, терактов. Например, в Америке после трагедии 11 сентября количество людей, пришедших сдать кровь, превысило количество пострадавших в тысячу раз. Куда девать кровь, которая тоже имеет свои сроки хранения? А, между прочим, одноразовое оборудование - мешок для крови, игла - стоит почти 30 долларов.
"Польза от сдачи крови несомненна, - заверяет София Голосова. - Стимулируются жизненные силы. Доноры устойчивы к внезапным кровопотерям. А огромное психологическое значение? Те, кто ходит к нам сдавать кровь, в большинстве своем - почетные доноры, делают это уже не первый год. Веселый, бодрый контингент┘ Но их мало".