У нас с трудом прививается такое изделие, как презерватив. Еще недавно молодые люди использовали его для розыгрышей приятелей, для остроумных проделок с девушками, когда им незаметно подкладывали изделие в сумочку, заворачивая в носовой платок, - только не по прямому назначению.
Зато у нас любят лечиться. Но к врачам при этом не ходят. Только в экстренных случаях, требующих неотложной госпитализации. В случаях менее критических жалуются родным и знакомым, а те непременно с удовольствием "пропишут" то или иное снадобье и поделятся рецептами народной медицины. Женщины любят "освященную воду" и горячую молитву, тогда как среди мужского контингента самый популярный рецепт - один-единственный на все случаи жизни: водка. Она рекомендуется и от простуды, и от цирроза, и от депрессии, и от импотенции┘ Ну а про прохладное отношение наших автолюбителей к правилам дорожного движения я уж и не говорю.
Наплевательское отношение к элементарным нормам поведения тем еще сладко, что при этом незаметно стираются границы между своим и общим, между индивидуумом и миром. Ну, скажем, куда за городом девать мусор? Правильно: отойдя или отъехав от дачи, нужно бросить пакет на обочину - и это при том, что ехать до санкционированной помойки не больше трехсот метров. Был свой мусор, стал - общий. И как резво подхватывает этот почин наша чуткая к проявлениям всяческой соборности общественность: недели не пройдет, как рядом с выброшенным одним-единственным пакетом уже нарастет настоящая свалка.
Вообще-то говоря, все это свойственно не только нам. С неподдельным энтузиазмом плюют на всяческие указания и нормы представители южных народов. А в северных странах нашего путешественника как раз гнетет противноватая чистота, неестественная аккуратность и общая дисциплинированность. "Немец" в широком смысле для нас всегда педант и зануда. Но в этом и еще одна загадка русской души: мы-то народ как раз северный, но с южными страстями! И никакой ордой и игом этого не объяснишь.
В Нью-Йорке, в Бронксе каком-нибудь, симпатичный афроамериканец покажет тебе нож и попросит двадцать долларов - вот и разошлись по-хорошему. У нас же у уличных хулиганов чаще всего самым загадочным образом начисто отсутствует мотив - если не считать "дай закурить", что есть, как нам всем понятно, лишь своего рода формула вежливости, приличествующая началу разговора с дальнейшим мордобоем. То есть хулиганство и вандализм - самодостаточны, это вовсе не тяга к незаконной поживе, а утверждение себя в мире, своего рода творчество. Недаром же у нас так и говорят о бедолаге, по пьяни влипшем в какую-нибудь историю: его за художества посадили┘
И здесь мы подошли к самой страшной, самой зияющей загадке российского мироустройства. Вроде бы - все можно, и никто ничего не соблюдает, ан - ничего нельзя. Это наша национальная диалектика. В свое время, еще при большевиках, говаривали, что такое количество бессмысленных запретов нужно для того, чтобы каждый житель страны был хоть в чем-нибудь да виноват. Чтобы брать его можно было голыми руками в любую минуту. Теперь - то же: Дума, скажем, только и ищет всякий день, что бы такое еще запретить. То мат на телевидении, то секс по радио, то уроки Закона Божьего в школе, то продажу земли. А вот чтобы что-то разрешить - тут и трех чтений не хватает...
Каждому, кто пересекал границу России по пути в Европу, знакомо это чувство облегчения при первом же глубоком вдохе вольного тамошнего воздуха. Там можно сидеть на газонах, ходить в шортах, не пугаться милиционеров, там можно войти в любую дверь отеля (если их несколько) по выбору, а не как в России - входишь с одной стороны, проходишь стеклянным коридором и внутрь попадаешь в другую, асимметричную: прочие двери всегда на замке. Если есть швейцары (как правило, их нет), то для вашего комфорта, а не для присмотра за вами. Да что говорить, родимые запреты столь же неиссякаемы, сколь и загадочны. И если раньше, "при Советах", запрещать было любимым занятием партийных органов и так называемой "общественности", то нынче этим делом все больше балуются думцы, клерикалы и так называемые "левые", которые по любой международной тарификации как раз оголтело правые┘
Но не печальтесь: кто их, запреты, у нас выполняет. Нет у нас слаще удовольствия, чем помочиться в общественном месте, проехать по встречной полосе, принести в кафе свою водочку, украсть для подружки цветов со свежей могилы, стибрить ненужное - потому что плохо лежит, поприставать к невесте на чужой свадьбе, наблевать в набитом вагоне метро┘ Да что там, игривый ум всегда подскажет, как лучше оттянуться и расслабиться, подтереться инструкцией, послать подальше все правила и нормативные акты. Так что - расстегните ремень. Впрочем, может статься, он у вас уже расстегнут.