0
652
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.09.2002 00:00:00

Новый маленький Большой

Тэги: габт, филиал


Остаточный принцип выделения денег на культуру, процветавший при "развитом социализме", мощно аукнулся в эпоху "сильной вертикали власти". Долго терпела Ленинская библиотека, разваливавшаяся на глазах. Сжав зубы, из последних сил работал Мариинский театр, не ремонтировавшийся капитально со времен очаковских и покоренья Крыма. Мужественно борясь с пожарной инспекцией, регулярно предписывавшей закрыть ослабленное финансовой бедностью здание, функционировал Большой. Но все резервы когда-нибудь кончаются. Так сложилось, что крупнейшие учреждения культуры Москвы - и не только Москвы - одновременно потребовали реконструкции. ГАБТ начал решать проблему одним из первых. И кое-чего добился. Он просто-напросто вернулся к схеме работы, существовавшей много лет назад, когда у театра был филиал (нынешнее здание Театра оперетты). Теперь оперетту обратно в Большой не вернешь. Но, оглянувшись вокруг Театральной площади, былое руководство ГАБТа смекнуло, что, если снести старый жилой дом около Молодежного театра, можно построить новое здание филиала.

...Раньше все встречались в ГУМе у фонтана. Теперь в центре города появилось еще одно "фонтанное" место встреч, которое может составить конкуренцию прежнему. На Театральной площади теперь бьет водяной дуэт: кроме старого фонтана в сквере перед Большим театром работает новый, построенный наискосок от входа в новенький, с иголочки, филиал ГАБТа. И в отличие от магазинного водомета вокруг здешних струй можно помедитировать: посидеть на гранитной скамейке, полюбоваться цветочками по гранитным бордюрам, длинной, как в фильме "Броненосец "Потемкин", извилистой лестницей и двумя каменными балеринками, подвязывающими пуанты. Открывается вид и на левый бок Большого театра, и на внешность филиала - забористую смесь итальянского палаццо с древнегреческой колоннадой.

Долгие годы прохожие гадали: а что там внутри? Многострадальная стройка филиала разворачивалась неспешно, как классическая трагедия в пяти актах: срок сдачи здания, всецело зависевший от периодически мелевшего потока госфинансирования, неоднократно переносился. Но вот, наконец, и все. Повесили чешские хрустальные люстры. Поставили белорусские лифты. Обили местную "царскую" ложу карельской березой. Подключили английское, немецкое и австрийское оборудование сцены. Уже можно творить.

Официальное открытие филиала состоится 27 ноября: здесь покажут премьеру - оперу "Снегурочка". Здесь же появятся опера Стравинского "Похождения повесы" и балет Ратманского "Светлый ручей", а в дальнейшем будут прокатываться наиболее камерные спектакли текущего репертуара. А голова дирекции ГАБТа отныне будет болеть о большой реконструкции здания с квадригой Аполлона: ее решено проводить без закрытия театра, поэтапно.

Пока филиал закрыт, но благодарственный концерт для его строителей уже состоялся. На концерте не только танцевали "Шопениану", пели "Кто может сравниться с Матильдой моей..." из "Иоланты" и хор пленных иудеев из оперы "Набукко", но и проверяли акустику при заполненном зале. Перед началом публику попросили специально замолчать, и все 950 человек сидели не дыша ровно пять минут. Послушав тишину и концерт, специалисты говорят, что со зрителями жесткое звучание оркестра и голосов, замеченное днем на репетиции в зале пустом, смягчилось почти до нормы, но кое-что еще надо довести до ума. А когда в финале, управляя половецкими песнями из "Половецких плясок", оркестр вместе с дирижером эффектно "выплыл" наверх из оркестровой ямы благодаря механизированности последней, - можно было даже забыть про то, как странно выглядит фасад филиала.

Перед концертом журналистам устроили небольшую ознакомительную экскурсию по новому зданию. Акулы пера, как им и положено, норовили засунуть нос в каждый угол, особенно в темный; работники театра, как им и положено, раздавали победные реляции. Так что на вопрос: "А почему во многих раздевалках артистов нет душа?" - ответ был: "Вы лучше посмотрите на..."

Посмотреть действительно есть на что. Ходить будем по дубовому паркету. Сидеть в буфете в роскошных кожаных креслах. И пить кофе без очередей, не так, как в буфетах старого здания, - кофейных аппаратов здесь много. Двухъярусный зрительный зал выдержан в светло-зеленых и белых тонах, подернутых золотой отделкой, люстра не подвесная, как в главном здании, но внушительно сверкающая, металлические опорные колонны покрыты штукатуркой под мрамор (настоящий мрамор тоже кое-где есть, например в той же "царской" ложе). Занавес заимствован у Головина ("Сады Черномора" из оперы "Руслан и Людмила"), а потолок расписан как бы Бакстом. Его эскизы костюмов, сделанные в начале XX века для "Русских сезонов" Дягилева, увеличены до нужных потолку размеров, так что сверху на вас опрокидывается пряная роскошь сексуальных красавиц в цветастых шароварах и в позах танца живота. А что? В Париже на потолке Оперы - Шагал, а у нас - Бакст. Говорят, эта светлая идея пришла в голову Зурабу Церетели, который и надоумил Большой театр обратиться к художникам "Мира искусства". Заодно мастерские Академии художеств получили заказ на роспись.

Особый предмет гордости строителей - отделка зала и фойе только из отечественных материалов, благодаря чему достигнута определенная дешевизна и поддержан российский производитель. Но современное театральное оборудование и инженерную систему пришлось выписывать в Европе - у нас не умеют такое делать. Как и завезенные из Франции кресла с подачей воздуха через ножки. Такие же стоят в Парижской опере на площади Бастилии.

Самое впечатляющее - закулисные технические возможности филиала, особенно на фоне допотопного устройства старого здания. Декорации к спектаклям будут загружать с улицы и специальными контейнерами подавать к шеститонным лифтам. Зрительный зал, если нужно, вырастет до 1200 мест за счет снятия подвижного барьера перед оркестровой ямой. Балетные артисты не будут мучиться на скользком полу: со специальных фур за 35 минут накатывается сценическое покрытие для танцев. Планшет сцены состоит из 20 кусочков размером 2 на 2, каждый с автономией движения "вверх-вниз": при желании из ровной поверхности можно устроить ступеньки или холмики. Сценические эффекты, которыми так богаты старинные спектакли, осуществляются в полном объеме: нужен полет сильфиды - заработает полетный барабан; требуется звук грозы - включат богатый звуковой архив; позарез необходим сложный свет - на то и лазеры, и компьютерно управляемые сложные лампочки с прожекторами. Есть собственная студия звукозаписи и телестудия. И наисовременнейший микшерский пункт - по уверениям строителей, четвертый по сложности в мире.

Что еще? Две маленькие радости. Для артистов - дешевый служебный буфет: самое дорогое блюдо - эскалоп за 24 рубля. Для зрителей - та самая лестница, что извилисто ведет к входу в филиал. С первого взгляда кажется, что зимой на этом граните переломаешь ноги от перманентного гололеда. Но не беспокойтесь, господа меломаны и балетофилы, все схвачено. Лестница эта с электроподогревом, и зимние насыпи покорно стекут к вашим ногам. Так что смело идите в новый дом Большого. Если, конечно, вы любите театр, как люблю его я.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости