0
2373
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.05.2002 00:00:00

Психушка в графских хоромах

Тэги: платонов, атаман, дон, юбилей


Малый Мишкин - типичный донской хутор. Несколько десятков дворов уютно расположились на невысоких холмах. Внизу, извиваясь, блестит речка Аксай, где местные жители ловят рыбу и везут ее продавать в Новочеркасск, что за два километра отсюда. В небольшой кирпичной школе учатся всего семь ребятишек. Здесь, как и сто с лишним лет назад, сторожиха топит печь, а на переменах всех поит чаем. Недалеко от школы находится сельпо, выбеленное известью. Здесь можно купить и хлеб, и гвозди, и хозяйственное мыло. Рядом с речкой - полуразрушенная церковь с одинокой могилой. Вокруг не235047 е - прошлогодний сухой бурьян. А на холме за высоким железным забором виднеется белое здание психушки, где содержатся люди, совершившие тяжкие преступления. Это бывшее имение легендарного атамана Всевеликого войска донского Матвея Ивановича Платова, героя штурма Очакова, Исмаила, Отечественной войны 1812 г., генерала от кавалерии, графа Российской империи, основателя Новочеркасска. Здесь, в Мишкине, он жил долгие годы.

Каким был хутор при Платове? Наверное, как и сейчас, с уютными небольшими домиками, утопающими по весне в белом море цветущей вишни. Летом от верхушки холмов до самой низины, к речке, тянулись золотистые полосы пшеницы и ржи. Горький запах полыни, плачь чибисов, парящий над землей коршун и монотонная музыка кузнечиков и сверчков. Атаман в своем имении жил так же просто, как и на войне. Глядя на роскошные палаты, которыми обзаводились казаки, Платов часто говаривал: "Мы не рождены ходить по паркетам да сидеть на бархатных подушках, там вовсе можно забыть родное ремесло. Наше дело ходить по полю, по болотам, сидеть в шалашах или, еще лучше, под открытым небом, чтобы и зной солнечный, и всякая непогода не были нам в тягость. Так и будешь всегда донским казаком".

Вокруг имения еще сохранились аллеи с вековыми деревьями. Одна из них ведет к источнику, как утверждают мишкинцы, с целебной водой. От усадьбы не больше 20 метров. Сегодня к источнику едут со всей округи, увозя домой огромные канистры с водой.

У Платова была непростая личная жизнь. В 24 года командир полка Матвей Платов женился на Надежде Ефремовой, дочери бывшего войскового атамана. Причем теща ему досталась известная всей России - именно та Меланья Карповна, свадьба которой вошла в поговорку "Наготовили, как на Меланьину свадьбу". На этой свадьбе столы с угощениями растянулись более чем на версту, гости без отдыха гуляли полмесяца.

Счастье с Надеждой было у Платова недолгим. После семи лет супружества он стал вдовцом. Без матери остался 6-летний сын Иван. В скором времени Матвей Платов вновь женился - на Марфе Дмитриевне Кирсановой, принадлежащей к старинному казачьему роду Мартыновых. Их свело общее горе. Марфа за год до этого тоже овдовела. После смерти мужа - генерала Кирсанова - она осталась с дочерью и сыном. Вскоре к сводным детям в семье Платовых прибавились и общие: дочери - Марфа, Анна, Мария, сыновья - Александр, Матвей, Иван.

Вторично Платов овдовел в 1812 г. Последней спутницей атамана стала англичанка Элизабет, с которой он познакомился во время визита в Англию летом 1814 г. и привез ее на Дон. Казаки звали ее "миса" (от слова "мисс"). Она повсюду сопровождала Платова. Вот как описывал 50-летнюю даму историк Карасев: "Рядом с графом сидела в коляске рыжая женщина, по-иностранному одетая, с добрым и приветливым лицом и с простодушной улыбкой. Это та самая англичанка, которая увязалась за Платовым из Лондона и прожила на Дону до самой смерти своего обожаемого героя".

Сегодня за высокий забор платовского дома вход строго воспрещен, в том числе и журналистам. И только при въезде машины через открытые ворота можно увидеть асфальтированный двор, 2-этажный большой дом. Рассказывают, что пациенты психушки чувствуют себя в графских хоромах далеко не стесненно, несмотря на то что в каждой палате установлено до 12 кроватей: просторные комнаты, высокие потолки. А на прогулку в летний сад зэки с психическими отклонениями ходят по парадной лестнице. И, наверное, нет им дела до того, что некогда здесь жил великий сын Тихого Дона - Матвей Платов, что в промежутках между войнами он был занят обустройством своего детища - новой столицы донского казачества Новочеркасска (в городе у Платова, кстати, не было своего дома). Он открывал гимназии, создал в городе Аптекарский сад, в общем, работал на пользу Дона.

А в Париже и Лондоне, куда по приглашению ездил Матвей Платов, все с обожанием и восхищением смотрели на героя. Его портреты рисовали на фарфоровых тарелках и чашках, ткали на платках, изображали на хрустальных чарках. Англичане поднесли ему дорогую, бриллиантами украшенную саблю. Лихая песня сложилась тогда про славу Платова и его казаков. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла, особенно любила донского атамана за его простые и смелые речи.

После последней войны с Наполеоном Платов вернулся значительно пострадавшим. Ему уже было 64 года. Сказывались возраст и здоровье, надломленное во многих походах. Граф часто хворал, но не переставал трудиться на пользу войска. Когда ему говорили, что он должен поберечься, отвечал: "Чем вы хотите меня сделать? Ребенком, что ли? На что я буду похож, когда после несчетных милостей ко мне государя посмею испрашивать хотя бы минуту отдохновения от должности? Легче я умру, нежели решусь на это".

Платов умер 3 января 1818 г. Несмотря на жестокий мороз, все Войско Донское явилось проводить до могилы своего "вихря-атамана". Платов был погребен в новом соборе, построенном им в Новочеркасске. В 1868 г. государь император высочайше повелел: "Прах покойного войскового атамана генерала от кавалерии графа Платова и супруги его перенести из Новочеркасска в склеп, устроенный под церковью на Мишкинской даче".

При жизни Матвея Платова в имении церкви не существовало, она была построена после смерти атамана стараниями его дочери - княгини Марфы Голицыной. Наблюдал за возведением храма сам автор проекта академик Валь Предо. Постройка храма продолжалась в течение десяти лет (с 1855 по 1865 г.). Княгиня Марфа Матвеевна обязалась за свои деньги содержать фамильную церковь и приход.

В 1911 г., к столетию Бородинского сражения, прах Платова и других казачьих генералов - героев войны 1812 г. перенесли в Новочеркасск, в Войсковой собор, где они покоятся и поныне. Родственникам атамана повезло меньше. После революции за могилами и усыпальницей перестали ухаживать. Во время коллективизации в церкви содержали свиней. Сейчас на месте церкви - руины. Сводчатый тоннель ведет к усыпальницам и подземельям церкви, где некогда покоился и сам атаман, и члены его семьи, а позднее хоронили местное духовенство и монашество.

Говорят, что еще недавно здесь можно было обнаружить кусочки истлевшего золотого шитья, остатки гробов, кости Платовых.

В 2003 г. исполняется 250 лет со дня рождения Матвея Платова. В связи с приближающейся датой донское казачество уже забило тревогу: войсковой атаман Виктор Водолацкий даже выступил с открытым письмом о создании в родовом поместье Платова, на хуторе Мишкино, казачьего молодежного культурно-просветительского центра: "Мы считаем для себя позором, что в таком святом для казаков месте находится подобное учреждение (лечебница. - М.Б.). Донское казачество считает этот факт продолжением геноцида по отношению к ним, начатого большевиками еще в 1919 году".

Ростовская область


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
674
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2405
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1604
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1229

Другие новости