В ОДНОЙ из сельских школ Ярославской области в 10-11-х классах остался один ученик. Старшие классы пришлось закрыть, а юношу перевести на индивидуальное обучение. Он занимался дома, а выпускные экзамены сдавал в другой школе. В сельских школах уровень знаний учащихся часто еле дотягивает до среднего. Качество знаний очень далеко от нормы, особенно в малокомплектных школах.
Чем меньше детей ходит в школу, тем дороже она обходится местному бюджету. Это не устраивает власть имущих. К тому же в последнее время обострились проблемы с посещением школы детьми, живущими вдалеке от нее. Отлаженная в советские времена система доставки учеников на специализированных автобусах в большинстве сельских районов практически исчезла. Ученикам либо приходится пешком в любую погоду преодолевать по 5-7 км туда и обратно, либо добираться на попутных машинах. Некоторые из-за этого вообще перестали посещать занятия.
...В Ярославской области разработали пока единственную в России программу "Школьный автобус". Ее главная цель - улучшить качество образования сельских школьников. В каждом районе выбрано несколько базовых (опорных) школ. В них с 1 сентября начнут учиться дети из близлежащих сел и деревень, которые раньше посещали малокомплектные и малочисленные сельские школы. Последние либо будут закрываться вообще, либо сохранятся на уровне начальной школы (1-5-е классы). Губернатор области Анатолий Лисицын в Ярославле в торжественной обстановке накануне Дня знаний вручил руководителям сельских районов и директорам школ 55 школьных автобусов, выполненных по спецзаказу на Курганском автозаводе. Они по тщательно отработанным маршрутам будут доставлять детей на учебу в опорные школы и развозить их по своим домам. В целом областной бюджет потратил на это 16,5 млн. руб. Областные власти уже заявили, что готовы в следующем году купить еще 60 специальных машин для перевозки детей.
Большой проблемой станет трудоустройство освободившихся по мере ликвидации некоторых сельских школ учителей. Их обещают устроить на новые ставки социальных педагогов или психологов, перевести в опорные школы. Одни после переподготовки будут сопровождать детей в поездках на "школьных автобусах", другие - работать с детьми и родителями в деревнях и селах, где закрыли школу. В регионе 30% учителей хотят сменить свою профессию из-за нищенского положения и больших нагрузок, а 1500 уже поменяли работу.
Парадокс, но водитель "школьного автобуса" будет зарабатывать больше директора сельской школы.
Ярославль