0
1229
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.08.2001 00:00:00

Леонид Мозговой после Ленина и Гитлера

Тэги: мозговой, кино, фестиваль, актер


-Леонид ПавловиЧ, вы десять лет вместе с Сокуровым. Вас связывают уже личные отношения или только работа?

- Работа. Мы не пьем вместе чай и не ходим друг к другу в гости.

- Как вы его ощущаете и кем?

- Я его на 10 лет старше, а мне кажется, что на 10 лет моложе. И это не просто пиетет, а осознание его личности. Он глубокий философ и интеллигентный человек и, кроме того, что он большой режиссер, еще и удивительный по своим качествам - глубоко нравственный и расположенный к людям, несмотря на кажущуюся пропасть и глубину, которая всегда ощущается.

- Он человек нашего времени?

- Я его реально вижу, но понимаю, что это подлинный классик. У меня есть моноспектакль "Монолог об Окуджаве", который я сыграл более 1300 раз, и мне приходилось встречаться с Окуджавой, которому я показывал свою работу. И тогда у меня было ощущение, что я сижу с живым классиком, так и здесь я это тоже точно знаю. Смешно, когда я наблюдаю амикошонство некоторых в отношении Сокурова. Вы попытайтесь понять, с кем вы рядом и что он хочет.

- И что он хочет?

- Он хочет помочь человечеству, как ни странно. Я не знаю, ощущает он это в себе или нет. Он заставляет нас думать, о чем не хочется думать, - о жизни, смерти, бессмертии. Его фильмы как хорошие романы русской и не только русской литературы XIX века.

- В чем актуальность его кино?

- Оно не актуально, оно всевременно.

- Леонид Павлович, ближайший проект Сокурова посвящен жизни японской императорской семьи в начале ХХ века. Вы уже репетируете роль японского императора Хирохито?

- Думаю, что и не буду. У меня сейчас другие планы. И потом все странно - возраст, японец. Хотя если предложат - не откажусь.

- Александр Николаевич упоминал, что после японской работы приступит к картине по мотивам произведений Гете. И все последние фильмы, начиная с "Молоха", станут как бы частями некоей четырехглавной эпопеи.

- Тетралогия - так называет ее Сокуров.

- Три картины основаны на документальных материалах с участием исторических личностей. Четвертая же не про Гете, а по мотивам.

- Я думаю, что это будет некое обобщение, резюме. Может быть, тогда только мы и поймем, что он хотел сказать предыдущими фильмами.

- Из бесед с Сокуровым я поняла, что, по его мнению, за всем стоит человек - за плохим и хорошим, низменным и высоким. Дьявола не существует.

- Я очень далек от религии, но все внутри нас, наверное.

- И как вам внутренне удалось представить таких разноплановых личностей, как то: Гитлер, Ленин и Чехов (картина "Камень". - Авт.)?

- Это счастье для актера, когда такого уровня режиссер видит тебя в том, в чем ты себя не только не видишь, но и не представлял ни в каком виде такую возможность. Я и о Чехове-то не мечтал и на него не похож. Это все сейчас говорят - ах, очечки, ах, бородка.

Что касается представления - это моя актерская работа. На мой взгляд, все три героя удачные. Но у меня хорошая театральная школа, которая четверть века не была использована. Я занимался жанром моноспектакля, что немножко другое, хотя театр всегда живет внутри нас. Но мне не нужно там было особо перевоплощаться. А здесь, что очень неожиданно для кино, перевоплощение до неузнаваемости.

- Сильный ли был грим, когда вы играли Гитлера и Ленина, и насколько менялось лицо?

- Лицо менялось напрочь - с гримом, конечно. Гримировались ежедневно по 4-5 часов, когда искали его - сидели на гриме просто целый день. Моя же главная задача была - глаза, которые не загримируешь. Для Ленина я специально попросил карие линзы - у кареглазых ведь другой взгляд. Если в Гитлере мои голубые глаза с его голубыми где-то совпадают, и это было самое трудное для меня в этом образе, у Ленина совсем другое выражение, и я этим горжусь.

- Вы играли людей, а не исторических персонажей, ни в коем случае не давая никаких оценок, хороши они или плохи. Изменилось ли в процессе работы и после отношение именно к этим личностям как к людям?

- Я очень многое узнал о них. Фромм стал моей настольной книжкой. Гитлер был для моего поколения исчадием ада, он и остается таковым, исчадием - для миллионов людей, сам же не ощущал себя так. Он ощущал себя сверхчеловеком, причем униженным, отсюда садизм и мазохизм. Унизить себя для того, чтобы возвыситься. Больной, конечно, человек, но не совсем псих. Он во все это играл и умел мгновенно заводиться - то скандалил, то затихал. В нем был актер высокой школы представления. Гитлер, кстати, брал уроки актерского мастерства, и сохранились фотографии, и позы с них он потом повторял на публичных выступлениях, отработав их до автоматизма.

И Сокуров начал работу именно с этого. Мы репетировали, отсматривая речь Гитлера на съезде в Нюрнберге, и я буквально начинал с того, что все его закатывания глаз автоматически повторял, говоря сначала по-русски, потом абракадабру, потом по-немецки. Затем только появился грим. У меня есть видеозаписи этих репетиций, и очень интересно теперь наблюдать, как сначала все неуверенно, а потом, по Станиславскому, вызревает зерно роли.

- А открылись ли вам в этом человеке какие-то положительные качества - может быть, любовь, преданность?

- А их и не было. Любви не было: несчастный, нелюбящий человек. У него было кредо, что он принадлежит Германии и не имеет права связывать себя с женщиной. Очень странно, но многие близкие ему женщины, пытались покончить жизнь самоубийством - и Ева Браун, кстати, дважды. Известно также, что Гитлер очень любил свою двоюродную племянницу, которая также покончила с собой в его квартире. Правда, есть версия, что он ее застрелил.

- А Ева Браун его любила?

- Думаю, что очень. Прорваться сквозь кордоны и окружение танков, чтобы умереть с ним вместе. Согласитесь - надо было очень любить человека.

- А Ленин? Это ведь наша история и наша культура, что делает его более близким нам.

- С Лениным было труднее, потому что приходилось преодолевать разные барьеры и чувства. Мы не знали слово "Бог", мы знали слово "Ленин", который "жил, жив и будет жить". И Сокуров показал полную трагедию этого человека не как у Гитлера, где мы наблюдали только пред-ощущение трагедии.

В один день жизни Ленина на экране режиссер вместил полтора года. Я имею в виду финальную сцену, после просмотра которой все говорят, что Ленин умер. А он еще не умер и ему полтора года мучиться.

- Что нового в нем для вас?

- Он был огненно-рыжий и весь в веснушках, которые тщательно заретушированы на фотографиях. Я изучил это досконально по фотографиям и кадрам кинохроники в альбоме, выпущенном к столетию вождя. И за каждую веснушку его боролся, за глаза - за линзы, потому что понимал - это нужно. И Сокуров это оценил потом. Слава богу, не пришлось закладывать ручку за жилетку и вперед рукой показывать, потому что мой герой к тому времени был уже парализован. Но приходилось эту руку подвязывать и ходить часами, чтобы привыкнуть.

- А симпатия возникла или жалость?

- Жалость. Между прочим, когда играл - не думал. Сняли, озвучили, потом Сокуров показал картину только группе. И я вдруг ощутил жалость и сострадание к этому человеку. Это, безусловно, сокуровская заслуга, он сумел выстроить финал, который придумал в Горках буквально перед последним днем. Этого не было в сценарии. Он посадил меня и в камеру говорил, что делать. В доли секунды пришлось лицом реагировать, потому что по роли слов не было.

- До какой степени вы впускаете героев в себя?

- Все равно стоит волшебное магическое слово Станиславского - "если бы". Когда бы я представлял себя Гитлером или Лениным конкретно, то через неделю меня бы отвезли в психушку. А это "если бы" - оно спасает, и для себя надо поставить тысячи "если бы": если бы я был в этом месте, в это время, руководил партией и страной. Они ставят непреодолимую преграду, чтобы не сойти с ума. Играя психа, надо быть очень здоровым человеком.

- Часто ли вы ходите к доктору, чтобы установить, что здоровы?

- Не хожу. (Смеется.) Но не хожу и в больницы за нездоровыми наблюдать, как это делают многие мои коллеги.

- Леонид Павлович, вы мистический человек?

- Нет, но под колпаком у Сокурова я нахожусь. Почти мистически получилось, когда его второй режиссер пригласил меня попробоваться на Чехова. Но уже через пять минут после начала беседы я понял по его взгляду, что он меня берет - по взгляду понял. А мы еще говорили часа два-три о театре, о жизни, о кино и только в конце беседы - через два часа - он сказал: "Ну, попробуем". И во мне родилось такое тихое удовлетворение.

- А на съемочной площадке некто, кроме Сокурова, откуда-то извне подсказывает вам, как действовать?

- Он явно все проигрывает внутри себя, и атмосфера, которую создает, - высший пилотаж. Александр Николаевич не любит репетировать, потому что боится заштампованности. Хотя актеру, наверное, нужно нарепетироваться, чтобы быть свободным. Сокуров всегда журил меня за то, что я много читаю и во мне много текста. Но подтверждение правильности своих действий я нашел в дневниках Олега Борисова, который считал, что актеру нужно много читать, потому что это закладывается в подкорку и, когда надо, вылезает непонятно как. Именно с этим я сталкивался, импровизируя.

- А что с интуицией? Я слышала от многих актеров, что только ей они доверяют в работе.

- Я не очень в это верю, хотя, может быть. Но на это не рассчитываю и должен хорошо знать, что делаю.

- Хорошо зная, часто ли вы ошибаетесь?

- Всю жизнь. (Смеется.) В работе же Сокуров стоит и меня держит - его доверие.

- А в жизни вы какой человек?

- Ох, зануда. (Смеется.) Со мной, я полагаю, очень трудно. Но, кстати, именно встреча с Александром Николаевичем, его преданность тому, что он делает, и полная отдача многое мне дали, и я понял: так только и надо жить, если чего-то хочешь добиться и сделать. При том что я, в общем-то, человек нечестолюбивый и много шишек было набито. Мне все давалось трудно. В театральный попал не с первого раза, что очень подорвало уверенность в себе. Сначала поступал во ВГИК вместе c Болотовой, Никоненко и Губенко и только на третий год попал к Борису Вольфовичу Зону, и это было счастье. Борис Вольфович был замечательным педагогом - лучшим, сам учился у Станиславского. Его первые ученики - Павел Петрович Кадочников, Николай Николаевич Трофимов, потом Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Иммануил Виторган. Мой курс тоже неплохой - Лев Додин, Наталья Тенякова. И вот во второй половине жизни я встретил Сокурова. Вообще оказалось, что я человек второй части жизни. Причем никогда не считал себя несчастливым: занимался любимым делом, что нас с Сокуровым и сближает.

- В одно мгновение буквально вы стали знаменитым. Как вы пережили эту славу?

- Я не чувствую себя знаменитым, просто фамилия стала известной. Когда сидишь с Жженовым и Тихоновым, понимаешь - они звезды. А я актер, который хорошо сыграл три роли.

- Словом, Леонид Павлович, лучей вы не ощутили.

- Славу я рассматриваю как возможность для поездки в Канн, где мне приятно бывать. (Смеется.)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
549
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2276
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1497
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1125

Другие новости