0
1116
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.08.2001 00:00:00

Постижение Соловков

Тэги: лопаткин, соловки, музей


- Михаил Васильевич, Соловки сегодня, пожалуй, единственное место в России, где на небольшом и удаленном от центра пространстве плотно соседствуют светская и религиозная власти. Можно предположить, что происходит это весьма непросто.

- В нашей жизни все непросто. В стране вопросы взаимодействия церкви и государства только сегодня ставятся достаточно открыто. А что касается сферы использования памятников, то между музеем и монастырем не всегда все гладко. И хотя музеи, подобные Соловкам, существуют, проблемы эти не решены, и не всегда примеры, которые мы имеем, говорят о позитивном развитии отношений. Самое главное, на мой взгляд, - необходимо отрешиться как с той, так и с другой стороны от иллюзий, от экстремистских действий и переходить к партнерству.

И в первую очередь всем нам нужно помнить, что живем мы на одном острове и здесь над всем главенствует проблема выживания. Вот сейчас отшумит лето, уедут гости, а к нам придет зима, и мы здесь все вместе должны будем решать одну глобальную проблему - как эту зиму пережить. Чтобы было тепло в домах - это забота местной власти. Чтобы не замерзли и не испортились музейные коллекции - забота наша. И у монастыря проблемы: как заготовить дрова и завезти продовольствие. На этой почве выживания мы все здесь едины.

- Подписаны ли какие-либо документы об общих принципах взаимодействия?

- В прошлом году мы подписали с Соловецким монастырем Генеральный договор, где указаны основные принципы сотрудничества. В отличие от других музеев-заповедников и монастырей, мы имеем очень сложное географическое расположение объектов, они разбросаны по всему острову или находятся на близлежащих островах. Уже в этом году для координации действий в период летнего экскурсионного сезона мы подписали Протокол согласования порядка посещения объектов и территории, используемых совместно Соловецким монастырем и Соловецким музеем-заповедником.

Уже в этом году вне всяких программ и постановлений передана монастырю часть памятников, которые даже не намечались к передаче, например, северный дворик в ансамбле Соловецкого кремля. Памятники передаются церкви в бессрочное безвозмездное пользование. По запросу Соловецкого монастыря переданы два скита на острове Анзер. Мы видим целесообразность передачи именно этих памятников, потому что Анзер достаточно удаленный объект и, по моему убеждению, именно эти анзерские скиты должны функционировать действительно как скиты. Долгие годы нам не удавалось реально сдвинуть ситуацию с мертвой точки, и только поселение там монашествующих создало определенную активность. Но это совершенно не значит, что точно так же сегодня можно рассматривать все Соловки. Дело в том, что нынешняя система реставрации, сохранения, использования памятников выстраивалась на протяжении десятилетий. И надо понимать, что государство за 34 года вложило сюда колоссальные средства. В этом году бюджет музея составил 28 миллионов рублей, причем 16 из них - только на реставрацию. Ни один общественный институт, отделенный от государства, сегодня не в состоянии сделать подобное. И, на мой взгляд, все разговоры о том, что после передачи всего хозяйства Соловецкому монастырю или какому бы то ни было другому институту здесь все дела поправятся, - от лукавого.

- Но ведь церковь тоже собирается привлекать средства, и есть спонсоры.

- При спонсорский форме финансирования в первую очередь начнется процесс саморазвития организации как собственно института, и над необходимостью сохранения памятников будут довлеть земные нужды - покупка автомобиля, строительство гостиницы или жилья.

Музей же финансируется из Москвы, при этом существует жесткий контроль по всем расходам через смету, и мы не можем выйти за рамки бюджета, где приоритетна реставрация. На социальное развитие мы берем внебюджетные деньги - поступления от входной платы, экскурсионного обслуживания. Это единственный финансовый ресурс музея для решения оперативных проблем - мы делаем скидки для местных жителей на проезд на нашем катере, переводим средства в больницу на покупку лекарств.

- Михаил Васильевич, какая форма сосуществования на Соловках сегодня возможна, чтобы были учтены мнения всех заинтересованных участников?

- Пока я слышу только разноголосицу, но уверен, что выход есть. Для Соловков, на мой взгляд, решение должно быть только на уровне Федерации: необходимо сделать для такого объекта специальное решение правительства, лучше всего - закон. Этот вариант мы тоже со своей стороны прорабатываем, готовим предложения по такому документу.

- И лоббируете?

- По крайней мере мы пытаемся лоббировать. Но понятно, что наши силы в данном политическом контексте с силами православной церкви несравнимы и мы тут, конечно, отстаем. Ясно одно, что никаких скорых, никаких однозначных заключений здесь быть не может. Соловки - это стратегический ресурс нации, а нация у нас такая, какая есть, и наше общество многогранно: верующие, атеисты, неофиты, православные, мусульмане. Все это надо понять, чтобы избежать однобоких решений.

У Соловецкого музея есть план перспективного развития. План этот публично предъявлен 14 мая на коллегии министерства культуры Российской Федерации в присутствии представителей Русской Православной церкви, администрации области, журналистов. Программа, рассчитанная на 10-15 лет, принята за основу. Стратегия наша признана, и это уже для нас большое достижение.

- Теперь о тактике.

- Я убежден, что к общему порыву надо двигаться на правовой основе, чего мы еще не научились делать. Законодательство отстает от развития общества - это ясно, и точно так же у нас на Соловках. В нашем стратегическом плане написано, что тот документ, который сегодня нужен Соловкам, - это план управления всем Соловецким комплексом. Он должен разрешить на правовом уровне все коллизии, которые возникают. Иначе будут политические и однобокие решения, и мы будем иметь проблемы, которые уже имели на Соловках не раз. Было такое знаменитое постановление 1984 года о социальном развитии Соловков. Сюда вбухали колоссальные деньги, строили очистные сооружения, огромную базу, Тамарин причал, промзону. Потом деньги кончились, и весь недострой стоит теперь памятником советской эпохе. А очистные сооружения, кстати, так и не работают.

- Станет ли музей развивать гостиничное хозяйство и заниматься туристическим бизнесом?

- Присутствие музея в туристическом бизнесе может быть выражено только в программировании развития, что не есть коммерция. Удивительно, но на сегодняшний день никто, кроме нас, не может дать никаких реальных цифр по туризму на Соловках - нет контроля за количеством приезжих. Могу сказать, что в этом году остров посетят около 10 тысяч человек, в прошлом году было примерно 7 тысяч за сезон.

Что касается гостиничного бизнеса, музей никогда не занимался им и заниматься не будет. У нас есть общежитие, которое войдет в структуру образовательного центра. В нем будут жить волонтеры, студенты, ученые. Это образовательный, научный - специализированный - туризм, заниматься которым я не вижу сегодня желающих. Эта ниша никем не осваивается.

- Кто на Соловках занимается организацией бытовой стороны туризма - гостиницами, кафе?

- Частный бизнес. И кроме него, никто здесь ничего не сдвинет. Сейчас мы ведем работу (и это записано у нас в программе) по созданию соловецкой ассоциации туристического бизнеса, готовится устав. Мелкий гостиничный бизнес, который сейчас существует на Соловках, не в состоянии перейти к следующему этапу развития. Соловецкие бизнесмены, когда начинали, были первыми; своих стандартов по части экономической состоятельности они достигли - дальше им не нужно развиваться. Состоятельный местный человек не будет покупать "мерседес" и дачу на Канарах. Сейчас на подходе вторая волна бизнеса - уже крупного и цивилизованного. Тут опять-таки необходима наша ассоциация, которая поможет обеспечить при необходимости защиту бизнеса малого.

- А есть ли сегодня инвесторы, спонсоры?

- Об инвесторах говорить не приходится: пока нет правил, нет и инвестиционной политики. А спонсоры всегда были. Вот норвежские благотворители восстановили лестницу на Секирной горе и ограду в Ботаническом саду. Часовню отреставрировали на средства Товарищества Северного Мореходства.

- Михаил Васильевич, а почему такой интерес у иностранцев, и вообще - сколько их здесь бывает?

- Более тысячи за сезон. Соловки уже стали основной культурной ценностью Баренцева региона, поэтому для стран Северной Европы они весьма притягательны. Северяне, конкурируя с Европой, Южной и Западной, притягивают туристические потоки на свои объекты через Соловки - это конец маршрута. И иностранное присутствие здесь понятно и с точки зрения благотворительности, и с точки зрения бизнеса. Надо, чтобы и российские предприниматели так же смотрели на Соловки и понимали, что нельзя сегодня быстро снять отсюда деньги. Это долгосрочные вложения, и у нас уже даже есть примеры. На месте старого брошенного карьера, портившего пейзаж, заложен новый гостиничный комплекс, который этот пейзаж, мы надеемся, поправит. Дома будут сооружаться из дерева в стилистике старых русских построек с элементами северной архитектуры.

- Получается, что пришли уже большие цивилизованные деньги, о которых вы говорили. Сейчас еще открывают новую взлетную полосу, и к вам полетят путешественники прямо из Москвы. А что со всеми этими людьми вы будете делать?

- Всегда сначала мы получаем проблему, а потом ее решаем. Для меня решение ясное по сути, но сложно выполнимое. Повторюсь, речь идет о создании иной системы управления. Соловки - федеральный ресурс: земля, леса, вода, памятники. И здесь должно быть прямое государственное управление.

- Вы имеете в виду новую схему управления и присутствие здесь некоего представителя, под которым будет все, и в том числе монастырь?

- Представитель станет координировать, и управление ресурсами по специальному плану должны осуществлять специализированные структуры. А мы будем решать частные вопросы. Вот сядем с батюшкой - а наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа я считаю человеком образованным и понимающим культурное значение общего наследия - и будем конкретно определяться по частным случаям.

Я уверен, что впервые примененный в России план управления Соловецким комплексом только и сможет пробить ведомственные барьеры и дать пример последователям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
558
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2282
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1502
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1132

Другие новости