Ситуацию в "Союзе граждан Грузии" (СГГ) президент страны Эдуард Шеварднадзе, в 1993 г. создавший и возглавивший эту партию, сейчас называет "по меньшей мере странной". Более того, в своем последнем традиционном радиоинтервью он заявил, что вообще не намерен оставаться в рядах СГГ, если эта политическая организация действительно перейдет в оппозицию к власти. В любом другом случае, сказал Эдуард Шеварднадзе, создастся "абсурдная, ненормальная" ситуация - глава государства окажется в оппозиции сам себе.
Действительно, членство президента в оппозиционной партии было бы явлением, мягко говоря, необычным. А началась вся эта нелепая история в сентябре прошлого года, когда Эдуард Шеварднадзе, сославшись на чрезмерную занятость сугубо президентскими делами, объявил о своем решении уйти с поста председателя дважды (в 1995 и 1999 гг.) побеждавшего на парламентских выборах "Союза граждан Грузии". И ушел, уступив требованиям оппозиции, доказывавшей, что глава государства не имеет права одновременно занимать пост руководителя партии. Дальше, что называется, пошло-поехало. Споры внутри представляющей партию власти в парламенте фракции "Союз граждан" и сформировавшегося вокруг нее парламентского "большинства" закончились тем, что это самое "большинство" к концу 2001 г. развалилось на три мало что решающие даже в парламенте фракции. Более того, в самом конце прошлого года на съезде "граждан" бывший председатель парламента и прежний ближайший сподвижник президента, член руководства СГГ Зураб Жвания дал понять, что в будущем эта партия будет проводить "свою политику".
Контуры этой "своей политики" обозначились на минувшей неделе, когда оргкомитет СГГ принял решение о смене названия партии и выработке нового курса и новой идеологической платформы. Комментируя складывающуюся ситуацию, Зураб Жвания, которого еще недавно Эдуард Шеварднадзе практически открыто готовил в свои преемники на посту президента Грузии, заявил, что не намерен оставаться в одной партии с главой государства, что новый СГГ "решительно отмежевывается" от процветающей в органах власти коррупции и не участвует в "грязных играх" руководства страны. Жвания публично обвинил президента Шеварднадзе в том, что именно он организовал нынешнюю ситуацию в СГГ. И вообще, заявляет бывший председатель парламента Грузии, Эдуард Шеварднадзе в только ему одному известных целях "затеял новую волну интриг" и пытается окончательно погубить сильную партию.
Таким образом, еще недавно правившая в Грузии партия раскололась на два непримиримых лагеря. Чем закончится это противостояние "команд" Шеварднадзе и Жвания, станет ясно в мае, когда в Тбилиси пройдет очередной съезд СГГ. Надежд на победу на этом съезде не скрывают оба лагеря. Президент Шеварднадзе, к примеру, "очень сомневается, что съезд в итоге поддержит решение "раскольников" о переходе "Союза граждан Грузии" в оппозицию власти. По словам главы государства, позиция партии по отношению к власти настолько важна, что ее вправе определить лишь съезд, а не одна, пусть даже многочисленная, группа. А еще Эдуард Шеварднадзе выразил озабоченность в связи с тем, что такое решение группа Жвания приняла тогда, когда "вокруг Грузии происходят столь кардинальные перемены". Ясно, что Шеварднадзе ведет речь о сближении Грузии с США, и противоречия внутри остающейся и сегодня самой влиятельной партии в такой ситуации действительно нежелательны.
Тбилиси