Средняя Азия - промежуточный результат
Со времен походов Александра Македонского сердце Азии не видело столь многонационального по своему составу воинского контингента европейцев и их заокеанских собратьев. Только сегодня в Кабуле находятся: оперативная группа 3-й механизированной дивизии Великобритании (400 военнослужащих), оперативная группа воздушно-десантной бригады Германии (200), подразделения пехотного полка Италии (100), бронекавалерийский полк Франции (300), подразделение вооруженных сил Испании (50), совместное германо-голландское воинское формирование (150), подразделение морских пехотинцев США (до 300). Помимо этого, США и НАТО осели в Кандагаре (США: 101-я воздушно-штурмовая дивизия - 1000 бойцов, экспедиционный батальон морской пехоты - 1500; ВС Великобритании - 100, ВС Канады - 300), Герате (силы специальных операций США - до 100), Шинданде (силы специальных операций США - до 200), Баграме (США: 10-я легко-пехотная дивизия - до 400, батальон морской пехоты Великобритании - до 600 военнослужащих). Всего же в Афганистане в силы содействия безопасности входят воинские контингенты следующих стран: Великобритания (2000 в/с), Франция (500 в/с), Германия (900 в/с), Норвегия (100 в/с), Италия (100 в/с), Турция (200 в/с), Дания (200 в/с), Иордания (500 в/с). На сегодня в контртеррористической операции задействованы около 12 тыс. военнослужащих, из них 8 тыс. американцев и около 1 тыс. канадцев.
Немаловажную роль в обеспечении действий многонациональных сил играют военные объекты США и стран НАТО на территории бывших советских республик Средней Азии. Как известно, американцы и натовцы достаточно прочно закрепились на базах в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане - Манасе (Бишкеке), Карши, Кулябе, Кокайды и Термезе. И хотя первоначально предполагалось, что эти аэродромы будут по большей части использоваться для снабженческих перевозок, переброски гуманитарной помощи и размещения подразделений поисково-спасательной службы, недавно в Манасе приземлились первые французские истребители "Мираж-2000". До этого практически со всех авиабаз в интересах авиационной группировки, задействованной для решения задач по борьбе с формированиями "Аль-Каиды", активно велась разведка, в т.ч. беспилотными самолетами-разведчиками "Предатор", здесь дислоцировались подразделения рейнджеров, самолеты РЭБ, психологической борьбы и разведки.
Приземление "Миражей" выглядит как следующий этап в расширении военного присутствия НАТО и США в регионе. Есть все основания полагать, что этот шаг - не единичным явление, он обозначает тенденцию. На пути превращения бывших объектов советских Вооруженных сил в полноценные западные форпосты осталось сравнительно немного препятствий, но одно из них - создание запасов топлива и авиационных средств поражения - самый трудоемкий и весьма длительный по времени процесс. По выполнению этой задачи аэродромы будут считаться вполне пригодными для ведения с них боевых действий с самыми решительными целями.
Подчеркнем, что американское военное присутствие весьма выгодно и для самих среднеазиатских государств. Конфигурация их границ, в свое время совершенно произвольно начертанных большевиками, постоянно грозит опасностью кровопролитных межэтнических войн, которые больше будут напоминать безудержную резню мирных жителей и приведут к трудно прогнозируемому исходу гигантских масс населения из районов обычного их проживания. К этому следует добавить, что ни одна из бывших республик СССР не имеет вооруженных сил, способных переломить гипотетически неблагоприятно складывающуюся ситуацию.
Даже Узбекистан, вполне обоснованно претендующий на роль регионального лидера, сегодня обладает только своего рода протоармией, способной в лучшем случае на выполнение достаточно ограниченного спектра задач. Поэтому без сильной в военном отношении фигуры "разводящего" и "смотрящего" в Средней Азии сегодня просто не обойтись. В этом плане военное присутствие США и стран НАТО для региона скорее благо и гарантия от страшных побоищ за землю, воду и ресурсы (а они уже имели место в начале 1990-х гг.), нежели чем раздражительная для местного населения обуза оккупационных (миротворческих) войск.
Вторая азиатская волна
Вполне возможно, что, закрепившись в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии, американцы вряд ли удержатся от того, чтобы распространить свое военное присутствие на гигантский, подковой нависающий над всей Средней Азией Казахстан. Первыми, как и обычно это бывает, в распоряжении американцев наверняка окажутся бывшие советские авиабазы юго-восточного направления - аэродромы Талды-Курган, Жангиз-Тобе, Семипалатинск, Жана-Семей и алма-атинский аэродромный узел. Причем, надо полагать, "казахское расширение" будет осуществляться уже по отработанной схеме - вначале приводится в рабочее состояние покрытие взлетно-посадочных полос (в случае необходимости), затем аэродромные радио- и светотехнические средства обеспечения посадки самолетов переоборудуются под стандарты НАТО, начинаются рейсы военно-транспортной авиации вооруженных сил альянса, а затем перелетают боевые самолеты.
Может возникнуть вполне парадоксальная и совершенно немыслимая ранее ситуация, при которой российские военные объекты в Казахстане (радиотехнический узел предупреждения о ракетном нападении на мысе Гульшад на озере Балхаше, научно-исследовательский полигон по тематике ПРО в Сарышагане, 5-й государственный испытательный полигон в Байконуре) окажутся в кольце военных баз НАТО. Более того, вовсе нельзя исключать вариант, что даже провоз военных грузов на территорию этих объектов придется согласовывать как с местными властями, так и с представителями США и Североатлантического альянса.
Сценарий для Тбилиси
В настоящее время в Грузии находится сравнительно небольшой контингент американских военнослужащих, основное и ранее объявленное предназначение которых - оказать военно-техническую помощь в формировании нескольких грузинских батальонов специального назначения. Затем эти подразделения Тбилиси планирует использовать в целях борьбы с террористическими формированиями и укрепления целостности страны. Не будем обсуждать сейчас, насколько реальна эта задача, но при благоприятном раскладе несколько вооруженных и обученных по мировым стандартам подразделений смогут образовать ядро новой грузинской армии.
Следует учесть, что сегодня одной из главных и, не побоимся утверждать, общенациональных целей грузинского общества является восстановление территориального единства государства. В этой борьбе, как известно, все средства хороши. При определенных условиях можно даже поступиться частью суверенитета в пользу могучего союзника, оказавшего поддержку Грузии в подавлении сепаратистов. С учетом этих реалий действия грузинского руководства представляются глубоко осмысленными, выражающими первоочередные национальные интересы и имеющими долговременный характер. По всей видимости, официальный Тбилиси намерен радикально разрешить проблему своих мятежных территорий, пока процесс их самоопределения не зашел слишком далеко и не принял необратимого характера.
Не стоит, видимо, удивляться тому, что инфраструктура Грузии будет предоставлена в распоряжение США и стран НАТО, продолжающих сегодня битву с международным терроризмом. Ибо геополитическое положение страны, при котором она играет роль своего рода перемычки на пути среднеазиатского транзита нефтепродуктов и иных минеральных ресурсов, создает многочисленные выгоды для внешнеполитических маневров руководства молодой независимой республики. Также нельзя недооценивать территорию Грузии как не лишенный определенных преимуществ плацдарм в уже широко анонсированной схватке США с Ираном и Ираком.
В этом плане устремления грузинского руководства вполне согласуются с американской теорией диверсификации путей поступления природных ресурсов из Казахстана и государств Средней Азии. Грузия, таким образом, становится естественным союзником Соединенных Штатов. Поэтому не будет большим преувеличением предположить, что за первыми сотнями американских военнослужащих на грузинской территории появятся базы ВВС США и НАТО. Они вполне могут возникнуть на месте бывших советских аэродромов расформированной после распада СССР 34-й воздушной армии и Войск ПВО страны - Марнеули, Вазиани, Сенаки (Миха Цхакая), Гудауты. Затем не исключена передислокация общевойсковых подразделений турецких вооруженных сил, на гипотетическую готовность к которой уже намекали в Анкаре. Можно не сомневаться: после того, как это произойдет, участь Абхазии и Южной Осетии будет фактически предрешена.
Баку в планах борцов с терроризмом
Азербайджан, граничащий с Ираном, представляется весьма удобной площадкой для базирования ударной авиации США и стран НАТО в случае гипотетической контртеррористической операции против этой средневосточной страны, которая классифицируется сегодня Вашингтоном как оплот международного терроризма. Весьма пригодятся американцам бывшие советские авиабазы 1-го класса Кюрдамир и Насосная. Нынешнее их состояние, конечно, оставляет желать лучшего, однако при имеющихся у американцев ресурсах это дело быстро поправимое. При необходимости может быть задействован и международный аэропорт в Баку. Оперативная емкость этих аэродромов относительно невелика и вряд ли позволит разместить на них больше 90-100 ударных самолетов, разведчиков и заправщиков, однако для операции ограниченного размаха и этого вполне достаточно, чтобы создать с северных направлений весомую угрозу для потенциальных противников.
Расстояние с азербайджанских авиабаз до жизненно важных объектов Ирана минимальное, к тому же следует учесть, что в случае повреждения самолета в ходе боевого вылета шансы катапультирования пилота над акваторией Каспийского моря достаточно велики. Здесь же успех действий поисково-спасательных формирований почти гарантирован, поскольку летчика придется разыскивать не на территории, населенной враждебным и фанатично настроенным населением, а над ныне международными водами.
Платой Азербайджану может стать более чем существенная поддержка США и НАТО в разрешении проблемы Нагорного Карабаха. То, что она не по зубам ОБСЕ, - факт уже общепризнанный. Выход из карабахского тупика официальный Баку связывает сегодня только с Вашингтоном и Брюсселем. Опять-таки и в этом случае наблюдается совпадение интересов, а только оно дает настоящих союзников, ибо без азербайджанского участия в проектах по транспортировке запасов углеводородов регионов Каспийского моря, Средней Азии и Казахстана любой замысел по организации их транзита будет выглядеть достаточно отвлеченной от реалий фантазией.
Результаты
С одной стороны, американский блицкриг в Афганистане оказался весьма выгоден для России. Талибская заноза, которая могла вызвать заражение и смерть всего среднеазиатского организма, иметь совершенно непредсказуемые последствия для южного фланга Российской Федерации, уже почти выдернута. Ситуация, при которой было бы возможно возрождение экстремистских группировок как в Афганистане, так и в новых независимых государствах Средней Азии, в исторически обозримый срок аналитикам представляется нереальной. С другой стороны, никакого вакуума силы в региональной политике не бывает, и если сход России с геополитических подмосток в сложившихся реалиях военно-политической обстановки оказался для Москвы болезненной неизбежностью, то появление нового лидера на азиатской сцене - просто фатальная необходимость. В противном случае среднеазиатские государства рискуют погрузиться в кровавое болото локальных войн.
Сегодня становится совершенно очевидным, что многие проекты российского руководства, на реализацию которых в свое время было брошено столько сил и средств, оказались ложными и тупиковыми с самого начала, о чем, собственно говоря, и предупреждали наиболее дальновидные российские аналитики еще в начале 1990-х гг. К таковым, наверное, можно отнести коллективные оборонительные силы СНГ, нужда в которых уже фактически отпала, охрану общей государственной границы в рамках Содружества. Вплотную подбирается к своему завершению и эпоха открытых границ в рамках СНГ, что оказалось выгодно по большей части нашим соседям, а не самой России, которую захлестнули многомиллионные волны неуправляемой миграции.
Наибольшую для себя выгоду в этой ситуации извлекли США. Они фактически уже получили доступ к потенциально огромным богатствам региона. И, наконец, главное: если военное присутствие стран Североатлантического альянса в Средней Азии в схватке с талибами оказалось весьма выгодным для Москвы на сегодня, то перспективы этой полезности в ближайшем будущем весьма туманны. При любом раскладе Вашингтон приобретает мощные рычаги на формирование дальнейших российских политических устремлений, тем самым еще более сократив поле для самостоятельной игры Москвы на мировой арене. В этом, наверное, и состоит основной итог американского проникновения в ранее запретный для США стратегический район.
Вторая волна расширения военного присутствия стран атлантического содружества на просторах бывшего СССР не могла не вызвать первоначально сильного раздражения в Кремле. Из Вашингтона последовали успокаивающие заявления, однако, поскольку реальных военно-экономических рычагов влияния на развитие обстановки у Москвы нет, есть основания предполагать, что существенных подвижек в пользу все еще существующих имперских настроений Кремля ситуация не претерпит. Естественно, Россия против второй и тем более пока гипотетической третьей волны расширения военного присутствия США и НАТО в постсоветских республиках. Однако внятно сформулировать политическую цель противодействия расширению влияния НАТО и США в странах СНГ Москва пока не может. "Мы против" - и все. Подкрепление этой позиции пока недостаточно убедительно, а, как известно, одним из важнейших принципов военной стратегии остается принцип подчиненности стратегических целей и задач политическим целям. Предельно четко и понятным для самых широких слоев российского общества языком не обозначив последних, осуществлять отвечающий долговременным национальным интересам комплекс действий в Закавказье и Средней Азии навряд ли возможно.