0
781
Газета Содружество Интернет-версия

21.01.2002 00:00:00

От Владивостока до Лиссабона - без пересадки

Тэги: ес, магистраль


Уже в нынешнем месяце Евросоюз приступит к изучению предложения межправительственной комиссии ТРАСЕКА по финансированию технико-экономического обоснования возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Баку-Нахичевань-Ереван.

Сам факт постановки этого вопроса в повестку дня ЕС представляется сенсационным. Он свидетельствует о высокой степени заинтересованности европейских экономических структур в осуществлении амбициозного и многообещающего проекта, призванного сделать Южный Кавказ ключевым звеном, связывающим Европу с Азией.

До сих пор основные элементы "нового Шелкового пути", как часто называют ТРАСЕКА, существуют лишь на бумаге. Их реализации препятствует целый комплекс нерешенных политических и финансово-экономических проблем, главными из которых остаются вопрос размежевания на Каспии и продолжающийся конфликт между Азербайджаном и самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой. В результате под вопросом остается как строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, так и использование разветвленной региональной транспортной инфраструктуры. Между тем в регионе ощутимо сократились железнодорожные перевозки, поскольку последние 10 лет Азербайджан и Турция блокируют наземные границы Армении. А без возобновления работы железных дорог в полном объеме реализовать идею ТРАСЕКА, как полагают специалисты, вряд ли возможно.

Заметим, что официальный Ереван весьма заинтересован в восстановлении нормального транспортного сообщения. Армения не раз предлагала Баку и Анкаре начать поиск мира не на политическом, а на экономическом поле. В этой связи говорилось о возможности возобновления без всяких предварительных условий движения на линии Гюмри (Армения) - Карс (Турция), кстати, единственной железной дороге, связывающей страны СНГ с Турцией и Ближним Востоком. Кроме того, Ереван был не прочь снять блокаду с Нахичевани - азербайджанской области, не имеющей непосредственной связи с метрополией.

До сих пор все подобные инициативы отвергались Анкарой и Баку. Однако в конце 1990-х гг. стало очевидно, что могущественные политические и экономические структуры, заинтересованные в осуществлении проекта ТРАСЕКА, в поиске реальных вариантов мирного уурегулирования склонны к поддержке предложений Еревана. Минской группой

ОБСЕ по Нагорному Карабаху был разработан план создания так называемого общего государства, предусматривающий беспрецедентные механизмы сохранения де-юре территориальной целостности Азербайджана при одновременной практической реализации права карабахских армян на самоопределение. Кстати, этот же механизм посредники предложили Грузии и Абхазии, а также Молдавии и Приднестровью, полагая его универсальным.

Одним из существенных элементов этого плана является возобновление экономических контактов до полного разрешения всего комплекса политических противоречий. Ереван и Степанакерт предложения миротворцев приняли, Баку - отверг. Миротворческий процесс в рамках МГ ОБСЕ стал хиреть, прекратились и прямые двусторонние армяно-азербайджанские консультации на высшем уровне. Наблюдатели заговорили о неизбежности возобновления военных действий, стороны противостояния стали обмениваться воинственными угрозами.

Это встревожило и посредников, и транснациональные финансово-экономические структуры, ощутившие серьезную опасность для своих планов. Можно лишь предполагать, какие в этой связи были предприняты демарши и какого рода рычаги воздействия на строптивцев при этом были задействованы, но факт состоит в том, что боевой пыл конфликтующих сторон пошел на убыль, а президент Азербайджана Гейдар Алиев даже заявил, что застарелое противостояние найдет свое мирное разрешение уже в нынешнем году.

Хотя никакими предметными комментариями это неожиданное заявление не сопровождалось, допустимо предположить, что высказывание азербайджанского руководителя стало одной из причин, вдохновивших комиссию ТРАСЕКА реанимировать проблему восстановления железнодорожного сообщения в Закавказье. Другой причиной может быть явное потепление отношения России к проекту в целом. После того, как о своем стремлении принять участие в строительстве и эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан заявил "ЛУКОЙЛ", стало ясно, что Кремль не стремится препятствовать осуществлению сулящих конкретную выгоду региональных проектов, а хотел бы получить в них свою долю.

Скорее всего именно смягчившаяся позиция Москвы и стала причиной того, что в течение двух предстоящих лет Европа решила направить на реконструкцию транспортной инфраструктуры региона 31 млн. евро. Такие деньги выделяются лишь тогда, когда есть уверенность, что они не пропадут втуне.

Стремление восстановить движение от Баку до Еревана выходит далеко за региональные рамки. Это означает ликвидацию блокады Армении, поскольку и для Турции потеряет смысл держать свою границу на замке. Что, в свою очередь, означает восстановление кратчайшего наземного пути от Владивостока до Лиссабона, по которому можно будет проехать, ни разу не выйдя из вагона и не прибегая к перевалке грузов.

Таким образом, пресловутая "дуга нестабильности" вдоль южных границ России способна трансформироваться в "дугу сотрудничества и процветания". Небезынтересно, что стабильность при этом будут гарантировать, в первую очередь войска стран НАТО. Они уже осваивают территории в Центральной Азии, на которых предполагается создавать инфраструктуры ТРАСЕКА. И есть все основания считать, что их появления Закавказье также ждать осталось недолго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
534
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2259
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1484
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1112

Другие новости