Прибытие на родину Аллы Пугачевой «турбопатриоты» отмечали возмущением. Кадр из видео Полины Богомоловой/ТАСС
Россияне, покинувшие страну после начала специальной военной операции, в 2023 году потянулись обратно. СМИ и исследовательские агентства публиковали противоречивые данные о том, сколько именно граждан РФ передумали релоцироваться, но факт оставался фактом – немногие оказались готовы выдержать разлуку с родиной. Не все вернувшиеся россияне получили радушный прием – некоторые, прежде всего знаменитости, сталкнулись с травлей и опять уехали за границу.
По оценке Росстата, в первом полугодии 2022 года из России уехали 419 тыс. человек. Согласно данным некоторых СМИ, после объявления мобилизации в сентябре 2022 года страну покинули примерно 700 тыс. человек, причем 200 тыс. из них переместились в Казахстан. Судя по опросам, многие боялись повторения мобилизации и закрытия границ, однако ни того, ни другого не произошло. И в 2023 году тенденция изменилась – релоканты активно возвращались домой. В рекрутинговой компании HeadHunter на основе анализа резюме соискателей, сменивших место пребывания с РФ на другую страну в 2022 году, сообщили, что в Россию возвратилось примерно 26% релокантов. Около 40% релокантов, уехавших в 2022 году, вернулись в Россию, сообщала одна из компаний, помогающая оформлять виды на жительство за рубежом. По ее данным, спрос на оформление подобных документов среди россиян в 2023 году упал в десятки раз. В октябре 2023 года газета The Financial Times сообщала о 15% вернувшихся в РФ релокантов.
Эксперты отмечали, что не все возвращались из-за тоски по России. По кому-то ударило очередное ослабление рубля, некоторые вынуждены были вернуться из-за того, что не смогли легализоваться в стране релокации, а кто-то для того, чтобы решить вопросы с собственностью, оставшейся в РФ. Также россияне приезжали обратно из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке и из-за ухудшения условий жизни за границей.
Однако возвращению релокантов оказались рады не все. «Турбопатриоты» и некоторые политики нередко организовывали травлю тех, кто вернулся в страну после отъезда, связанного с СВО. Характерным эпизодом стало появление в России Аллы Пугачевой, которая после начала спецоперации вместе с мужем Максимом Галкиным (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) перебралась в Израиль. Узнав, что прославленная артистка вернулась в РФ, представители «патриотических организаций» завалили различные ведомства жалобами, требуя наказать ее. Представитель другого поколения – блогер Даня Милохин, также вернувшийся в РФ, столкнулся примерно с таким же прессингом сторонников СВО и предпочел опять покинуть страну после того, как на центральных телеканалах требовали отправить его на фронт «искупать вину». У не столь известных персон проблем, конечно, возникало меньше, но с учетом опыта звезд они возвращались с опаской за свою судьбу. В Кремле делали скорее примирительные заявления – президент РФ Владимир Путин, например, отметил, что не видит ничего аморального в выборе места жительства человеком, и призвал судить о возвращающихся по тому, что именно делал каждый конкретный человек.