Варфоломей I (справа) был единственным православным Патриархом на ватиканских торжествах.
Фото с сайта www.patriarchate.org
Католическая Церковь 11 октября торжественно отметила 50-летие II Ватиканского собора, созванного в 1962 году Папой Римским Иоанном XXIII с целью aggiornare, то есть «осовременивания» церковной структуры, чтобы освобождение ее от многих старинных, часто прямо средневековых пут.
Но сегодня многие как внутри Церкви, так и вне ее задаются вопросом: а что осталось от тех порывов, от того воодушевления? Нынешний Понтифик Бенедикт XVI участвовал в работе Собора и тогда считался поборником «либерального» крыла католической иерархии. Но сегодня, кажется, и он потерял по крайней мере часть былого оптимизма. В проповеди, произнесенной во время юбилейной литургии в соборе Святого Петра, он не стал скрывать проблем. «На протяжении этих десятилетий, – сказал он, – расширилась духовная пустыня. Но именно исходя из опыта этой пустыни, этой пустоты, мы можем снова открыть радость веры, ее жизненной важности для нас, мужчин и женщин. И в пустыне, – продолжил Папа, – можно снова осознать ценность того, что необходимо для жизни». Папа использовал образ пустыни, в которой, как повествует Библия, бродили 40 лет выбравшиеся из Египта евреи, прежде чем достигнуть Земли обетованной, уподобив этому преданию современное состояние христианского мира.
Но есть и радикальные пессимисты. Один из них, возможно, это швейцарский богослов Ганс Кюнг, как многие считают, «совесть» и критик Католической Церкви, который 50 лет тому назад участвовал в работе Ватиканского Собора с «прогрессивных» позиций и на этой почве дружил с Ратцингером. Но потом их пути разошлись. Ратцингер, став префектом Конгрегации вероучения, а потом Папой Бенедиктом XVI, стал поборником консерватизма. А Кюнг шел дальше по старой стезе и снискал себе запрещение преподавать в теологических вузах, подвластных Ватикану, именно из-за неортодоксальной трактовки некоторых доктринальных вопросов. Но Кюнг остался проницательным и острым наблюдателем церковной жизни, чье мнение заслуживает внимания. Анализ Кюнга на самом деле беспощадный. «Церковь, – отметил он в интервью немецкому еженедельнику Spiegel, – действительно больна. Уменьшение числа верующих, истории с педофилией и в последнее время афера вокруг документов, украденных в частных покоях Папы его камердинером, являются только видимыми признаками глубокого структурного кризиса».
Быть может, взгляды Кюнга чересчур мрачны, но нетрудно проверить, что во многом он прав. Возьмем хотя бы вопрос о снижении числа верующих. Можно проследить этот феномен в мировом ракурсе, в рамках отдельной страны или на местном уровне. Результат всегда одинаков: воцерковленных людей становится все меньше. Вот один недавний случай, который мог бы показаться незначительным, но он показателен для многих ситуаций. В Центральной Франции есть городишко Вьерзон, в котором живут 27 тыс. жителей, из которых, как выявил опрос населения, только 300 регулярно участвуют в воскресной мессе. Местный настоятель Алэн Крот решил продать один из пустующих католических храмов, церковь Сент-Элуа, мусульманским иммигрантам, которых все больше и больше, и они остро нуждаются в мечети. Эта история облетела все французские газеты и телеэкраны. А как преломляется ситуация в затерянном Вьерзоне в масштабах всей Франции? Имеющиеся данные говорят, что в 1961 году, незадолго до открытия II Ватиканского собора, 35% французов посещали воскресную литургию. Сейчас же только 6% католиков ходят в церковь по крайней мере раз в месяц.
Важным результатом II Ватиканского Собора было признание равноправия (хотя и не равноценности) религий. Это позволило Католической Церкви признать религиозную свободу и установить диалог с другими религиями во имя защиты мира. Были сделаны важные шаги в области экуменизма, диалога и общения с другими христианскими Церквами, прежде всего православными. Однако, как подчеркивают обе стороны, еще не созрело время для встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Препятствием на этом пути рядом с известными камнями преткновения (вопрос о грекокатоликах, прозелитизм) остается и тот факт, что Папа Ратцингер, как и его предшественники, рассматривает как привилегированного собеседника в диалоге Патриарха Константинопольского Варфоломея I, с которым он порой незаслуженно обращается как с «православным Папой». Варфоломей на торжествах в Ватикане был единственным из православных Патриархов.
Рим