В условиях тесной площадки советы инструктора так и останутся теорией, не подкрепленной практическими навыками вождения.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
С 1 января 2009 года всем, кто захочет получить право на управление транспортным средством, придется потратить на это несколько больше времени и денег. В соответствии с приказом Министерства образования и науки, с нового года все автошколы обязаны довести продолжительность практических занятий по вождению до 50 часов. Учитывая, что сегодня практический курс редко превышает 28 часов, увеличение почти двукратное. А при том, что основная доля расходов по обучению ложится как раз на вождение, следует ожидать адекватного увеличения цены. Впрочем, опрошенные «НГ» эксперты не уверены, что эти меры помогут заметно повысить уровень подготовки водителей.
Едва ли кто-то будет спорить с тем, что повторение – мать учения и лишний час, а тем более 20 часов, проведенных за рулем, лишними не будут. Слишком много в последние годы происходило аварий по вине молодых водителей. За десять лет по их вине на дорогах России погибли более 40 тыс. человек, 350 тыс. россиян получили тяжелые травмы и увечья. Сегодня в трехмесячном курсе всего 32 часа вождения. Можно брать дополнительные занятия, но за отдельные деньги. Многие слушатели автошкол экономят, предпочитая краткий курс. Да и сами автошколы в условиях конкуренции стараются снизить цену, предлагая не больше 28 часов практических занятий. А представители ГИБДД, со своей стороны, давно настаивали на увеличении практического курса. С каждым годом интенсивность дорожного потока увеличивается и, по мнению автоинспекторов, получив права, водитель должен действовать уверенно и не создавать аварийных ситуаций.
Впрочем, по мнению экспертов «НГ», если что и изменится с введением новых правил, так это стоимость и время обучения. Реального повышения профессионального уровня выпускников ожидать не приходится.
Сейчас в столичных автошколах стоимость обучения в среднем колеблется от 10 до 26 тыс. руб. Доля практических занятий составляет в этой цене примерно половину или две трети и обходится в среднем в 300–400 руб. за час. Такая разница в ценах объясняется тем, что далеко не все автошколы дают обязательные 32 часа вождения. Несложный подсчет показывает, что при обязательных 50 часах практики минимальная стоимость обучения составит 20 тыс. руб. Но это оптимистичный прогноз. Новые правила требуют, чтобы часы практических занятий были астрономическими, а не академическими, как это принято сейчас почти повсеместно. Следовательно, стоимость часа неминуемо возрастет минимум на 25%. Кроме этого должен увеличиться и срок обучения. По крайней мере в тех автошколах, с которыми связался корреспондент «НГ», ему заявили, что с нового года и цена и срок обучения должны увеличиться.
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, увеличение сроков обучения никаких существенных изменений не принесет. «Есть такое понятие, как самоподготовка, которое нужно убирать из автошкол в первую очередь, и пока этого не произойдет, ждать более грамотных водителей не стоит. Для допуска после такой подготовки нужно заплатить каких-то пятьсот рублей – и вас допускают к экзамену, – рассказал собеседник «НГ». – Люди попросту зубрят правила дорожного движения, но не знают их. У нас автошколы готовят людей не для езды по дорогам, а для того, чтобы сдать экзамены». По мнению Виктора Травина, увеличение сроков и стоимости обучения приведет к оттоку желающих научиться водить и переходу их в стан самоподготовщиков.
Председатель Движения автомобилистов России депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает, что основная проблема подготовки водителей связана не с нехваткой часов, а с недостатками самой системы обучения. «Необходимо строительство современных автодромов, где курсанты могли бы шлифовать свои навыки, – считает Виктор Похмелкин. – Сейчас инструктор учит водителя трогаться с места, ехать со скоростью 30 км в час и парковаться. Водитель же получает права и выезжает на скоростную трассу, где обгон, перестроения и масса нештатных ситуаций. Где его этому обучить, на площадке? Нет компьютеров, которые позволяли бы моделировать дорожную ситуацию. Дополнительные часы – это хорошо. Но дело не столько в количестве этих часов, сколько в их качестве».
Еще одно нововведение ожидает курсантов автошкол. В ближайшее время они будут сдавать экзамены на права под присмотром видеокамер, которые установят прямо в экзаменационных автомобилях. Об этом не так давно заявил глава ГИБДД России Виктор Кирьянов. По словам главного автоинспектора, такая мера позволит улучшить взаимопонимание кандидата в водители и инспектора. Курсанты смогут посмотреть на свои действия со стороны, а сотрудники ГИБДД, в свою очередь, уйдут от обвинений в предвзятости и коррупции. Предполагается, что камера позволит следить за манипуляциями педалями, в случае если экзаменатор захочет завалить претендента. И к тому же у инспектора появится стимул отказаться от попытки взять деньги. Стоит отметить, что видеокамеры в машинах экзаменаторов были обещаны еще в 2005 году, когда президент Путин обвинил гаишников в том, что они превратили систему получения водительских прав в бизнес. Президент потребовал ужесточить контроль над процессом.
«Это будет пустой тратой денег, потому что гаишники давно получают деньги через посредников в автошколах, – считает Виктор Травин. – У инспекторов есть возможность завалить даже опытного водителя». Решение проблемы правозащитник видит в изъятии экзаменационной функции у Госавтоинспекции.
Виктор Похмелкин тоже полагает, что до тех пор, пока прием экзаменов будет на нынешнем уровне, его всегда можно будет обойти. «Сотрудники ГИБДД привыкли зарабатывать на всех своих полномочиях, поэтому кое-кто получает права, не сдавая никаких экзаменов или сдавая их чисто символически. Чтобы обеспечить безопасность на дорогах, на уровне экзамена должно быть хорошее сито. В экзаменационные комиссии должны входить представители общественности – опытные, принципиальные водители».