0
2084
Газета Общество Интернет-версия

06.02.2008 00:00:00

Что делать с пензенскими затворниками?

Тэги: пенза, погановка, православие, затворник


Несколько месяцев в деревне Погановка близ села Никольского Пензенской области продолжается эпопея с религиозной общиной, укрывшейся вместе с детьми в землянке в ожидании конца света. О том, что происходит в подземном убежище, можно судить лишь по косвенным признакам. В частности, судя по иногда доносящейся из-под земли перебранке, некоторые наблюдатели сделали вывод о том, что среди последователей Петра Кузнецова наметился раскол. Одни члены общины будто бы хотят покинуть землянку, другие собираются «сидеть до конца». Скорее всего в мае, после того как их ожидания скорого апокалипсиса не оправдаются, люди сами покинут свое убежище. Однако некоторые эксперты не исключают того, что затворники все же решатся на коллективное самоубийство. Поэтому местные власти не решились предпринимать каких-либо действий по «вызволению» затворников, как это предлагалось поначалу.

Чем бы ни закончилась драматическая история в Погановке, этот глухой уголок Пензенской области давно и надолго приковал к себе внимание не только журналистов, чиновников, священнослужителей, психиатров и религиоведов (кому это интересно «по должности»), но и множество простых людей. В интернет-дневниках, например, на поисковый запрос «Погановка» выскакивают сотни записей. Многие из них заканчиваются вопросом-догадкой: а что если они правы? В СМИ тональность большинства публикаций – от обличающей («сектанты») до ироничной («пензенские сидельцы») и даже издевательской («закопанцы»). Появились и такие статьи, где вокруг последователей Петра Кузнецова создается ореол мученичества и героизма, причем под видом «объективного анализа» ситуации.

Апологеты затворников, правда, не призывают последовать их примеру, но в их принципиальной правоте убеждены. Защищаются не дешевые предсказания конца света, а сама идея отшельничества и затворничества, ухода от суетного мира в «пустыню». Разве не аналогичным образом были основаны такие известные православные обители, как, например, Киево-Печерская лавра? Разница в том, что в наш век рытье пещер сопровождается душещипательными наущениями о «печатях антихриста» в паспортах, о «дьявольском ИНН», о том, что «все люди будут прочипованы» и тому подобное. Все это – оборотная сторона глобализации, болезненная реакция на нее со стороны религиозного сознания.

В Русской Православной Церкви нет единства по этим вопросам, более того – намечается открытый конфликт. «Ревнители веры» обвиняют «церковный официоз» в ереси, в сближении с «антинародным режимом». Те не остаются в долгу и отвечают обвинениями в непослушании иерархии, в раскольничестве. На этом фоне пензенский инцидент выглядит своего рода переходом от слов к конкретным действиям. Просто сектантские настроения выплеснулись наружу, сфокусировались в рамках общины Петра Кузнецова, членов которой уже почти официально называют «петровцами». Можно сказать, на наших глазах в православии сформировалось новое религиозное течение. Называть ли его «сектой» или, напротив, избегать навешивания ярлыков – суть происходящего именно такова. Тот факт, что лидер общины находится в психиатрической лечебнице на принудительном лечении, придает ситуации особую пикантность.

Неслучайны слова дьякона Андрея Кураева о том, что «никакие это не сектанты, это наши православные люди. Просто они находятся в сильной зависимости от предсказаний своего лидера». Позже почти дословно то же самое повторил и архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин). Логично: ведь если заклеймить «петровцев» сектантами (чем охотно занялись многие СМИ), ровно то же самое следует сделать по отношению к массе православных верующих, которые также убеждены в наличии трех шестерок в российском паспорте, в существовании мирового масонского заговора, в скором приходе антихриста и т.д. Такие настроения не редкость в православных общинах, особенно в монастырях. А признать огромную часть прихожан Русской Православной Церкви «деструктивной сектой» ни церковный, ни светский истеблишмент явно не готов. Но и найти подходы к решению проблемы он не в состоянии.

Что нужно делать, чтобы такие случаи впредь повторялись как можно реже? Здесь вариантов предлагалось много. Одни привычно начинают говорить про необходимость введения основ православной культуры в школах. Но стоит спросить, не приведет ли эта мера к противоположному результату, а именно – к усилению массового психоза? В отсутствие качественных учебников и при слабом контроле Минобрнауки за качеством преподавания ОПК детей можно под видом «культурологии» учить чему угодно – да хоть «просвещать» школьников о том же «масонском заговоре». Другие говорят о необходимости учреждения аналога советского Совета по делам религий. Но деятельность государственного органа контроля за религиозными объединениями никак не может воспрепятствовать возникновению новых религиозных движений и сект. Кроме того, в России религиозные организации, называемые традиционными, всегда выступают единым фронтом против любых намеков на возможность создания такого органа.

Что нужно делать, для того чтобы убедить затворников в Погановке выйти наружу? На форуме миссионерского сайта дьякона Андрея Кураева появился текст молитвы о вразумлении «пензенских сидельцев». Но для спасения людей одних молитв явно мало. Важно говорить с ними, причем говорить на одном языке. В конце января в интернете появилось обращение к пензенским затворникам иеросхимонаха Рафаила (Берестова) – почитаемого в РПЦ старца-затворника из Новоафонского монастыря в Абхазии. Как сообщается, еще 6 декабря текст обращения и его аудиозапись были доставлены в село Никольское. Однако в землянку оно не попало, а задержалось в пензенском епархиальном управлении, где архиепископ Филарет (Карагодин) проверяет его «на предмет возможной духовной пользы».

Осторожность местного архиерея можно понять. Иеросхимонах Рафаил пишет о Патриархе Алексии II, что «он слушается постановлений врагов Церкви и идет у них на поводу», и предлагает «усердно молиться, чтобы он покаялся и исправился». При этом Рафаил предостерегает пензенских затворников от непоминовения Патриарха и ухода в раскол, «который и мученическая кровь не очистит». В качестве примера для подражания Рафаил приводит епископов Хустского Ипполита (Хилько) и Чукотского Диомида (Дзюбана), которые «не уходят из Церкви, а борются за чистоту церковного учения». Оба иерарха действительно принадлежат к «партии ревнителей». Но если деятельность епископа Диомида Синод РПЦ никак не комментирует, то епископ Ипполит был отстранен от управления своей епархией Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви 21 декабря. Заканчивается же послание Рафаила так: «Не обольщайтесь, братия и сестры, выходите из своего затвора и покажите им, врагам нашим – масонам, смиренное пред Богом молитвенное, христианское житие и вашу твердую верность Богу!»

Конечно, нет гарантии, что, прочтя письмо Рафаила и даже убедившись в его подлинности, «петровцы» согласятся выйти из своего убежища. Скорее всего даже если президент Владимир Путин и кандидат в президенты Дмитрий Медведев, находясь в Пензенской области 23 января, вместе попросили бы «петровцев» выйти на свет Божий, никакой реакции с их стороны не было бы. Но, может, все-таки стоило попробовать? Не получилось у профессионалов из Института им. Сербского – может, получится у затворника-единомышленника? Или у президента? С другой стороны, чем дольше длится вся эта эпопея, тем чаще слышатся голоса: оставьте «пензенских сидельцев» в покое!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
644
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости