Вчера (21.08.2007г.) на заседании правительства Москвы был одобрен план строительства объектов метрополитена на пять лет вперед. Глава столичного метрополитена, Дмитрий Гаев, пообещал открыть к 2013 году 12 новых станций. Во второй половине 2007 и начале 2008-го метростроители порадуют жителей столицы вводом в строй новых участков подземки.
Прежде других обрадуются жители Строгино. И сильно, наверное, обрадуются. Теперь им не надо будет давиться в автобусах, добираясь до станции «Тушинская», и там брать штурмом поезда в час пик. Полегчает и жителям района Давыдково, что на западе Москвы. Они смогут пользоваться станцией «Славянский бульвар». С надеждой на светлое «подземное» будущее смотрят жители Митино, Марьиной рощи, Новокосино и Жулебино.
На заседании Правительства столицы вновь всплыла идея второго кольца метро. Время от времени она витала в воздухе и даже попадала в перспективные планы. На схемах метро, что висят в вагонах поездов, пассажиры могут видеть планы метростроителей в виде курсивных линий стоящихся участков. На перспективной карте метро 1971 года можно видеть так называемое «Большое кольцо», которое отстоит от существующей Кольцевой линии на 5-6 станций. В 1985 году снова заговорили о втором кольце и хордовых линиях, не проходящих через центр города. Выдвигались предложения по строительству связок подземки и пригородных поездов, чтобы разгрузить вокзалы и связать центр с ближайшим Подмосковьем. А идея использовать Московскую кольцевую железную дорогу для пассажирских перевозок возникла еще в середине прошлого века. Мэр Москвы Юрий Лужков время от времени возвращается к этой идее, которая, похоже, довольно далека от реализации. Более приземленные, вернее, «подземленные» планы есть у Гаева. Он предложил к 2011 году разработать проект второго кольца метро, которое будет отстоять от существующего на 2-3 станции. Эффективность столь малого расстояния между двумя кольцами кажется весьма сомнительной. Если провести линию, отступив даже три станции от Кольцевой, мы попадем в район... Московской кольцевой железной дороги. Второе кольцо метро выглядит более эффективным на старых планах, где подземка действительно придет в те районы, где строительство радиусов уже бессмысленно. Но это - проектное будущее.
Кстати, о будущем. Жители севера Столицы могут «похвастаться» наличием уникального транспорта в своем районе – монорельса, который тоже находится в ведении администрации метрополитена. Дмитрий Гаев недавно заявил, что эксперимент с монорельсом окончен и дальнейшее строительство существующей ветки производится не будет. Вот так. А что будет с этой линией? Глава метрополитена отметил, что система будет доводиться до кондиции и переспективы у монорельса есть. Мнение Гаева, как он отметил, личное, и еще не обсуждалось на заседании Правительства Москвы. В настоящее время эффективность этой ветки очень низкая: интервалы движения большие, скорость очень маленькая. Вместо 7 тысяч пассажиров по проекту, реально монорельс перевозит только три тысячи и то - в экскурсионном режиме. С точки зрения пассажира, не слишком рационально проехать пять километров со скоростью велосипеда за 50 рублей.
Большое значение для пассажиров имеет не только то куда ехать, но и на чем. Имеется в виду подвижной состав метрополитена. Здесь все не так радужно, как с планами строительства новых линий и станций. Мытищинский завод время от времени радует перспективными разработками, но реально новых - и по дизайну, и по ходовым качествам - составов почти нет. Исключение составляют поезда "Русич", которые эксплуатируются на Бутовской и Филевской линиях. Да и с ними не все в порядке. Где-то около года назад в телепрограмме "Лицом к городу" Юрию Лужкову задали каверзный вопрос: «Почему на новых поездах так скрипят тормоза?". Мэр затруднился дать ответ, но сказал, что переадресует этот вопрос Гаеву. Как уж там было на самом деле - сложно сказать, но через пару месяцев тормоза скрипеть стали меньше. Задавшего этот вопрос москвича понять можно: "Русич" при торможении свистел так, что хоть уши затыкай. Несмотря на комфортность и плавность хода в новых поездах очень душно, хотя есть и открытые окна, и система вентиляции. Новый поезд "Яуза", который появился до "Русича", так и остался в опытном исполнении на Люблинской линии. "Яуза" разрабатывалась долго и не выходила на трассы из-за большого количество недоделок. Так что в ближайшее время москвичи по прежнему будут ездить в модернизированных вагонах серии 81-717 (714), серийное производство которых началось аж в 1977 году. В 1993 вагоны этой серии прошли модернизацию и эксплуатируются на восьми из одиннадцати линий. А на Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской и частично на Филевской линиях вообще можно покататься на антикварных вагонах типа "Е", появившихся в 1963 году. Справедливости ради надо сказать, что сейчас бегают уже модернизированные составы.Итак, что будет построено и введено в эксплуатацию в ближайшие пять лет (по данным официального ресурса Московского метрополитена).
2007 год. Центральный участок Люблинско-Дмитровской линии со станциями «Сретенский бульвар» и «Трубная». Строгинский участок Арбатско-Покровской линии со станциями «Кунцевская-2» и «Строгино». 2008 год. Станция «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии. 2009 год. Станция «Технопарк» на Замоскворецкой линии между «Атозаводской» и «Коломенской». Центральный участок Люблинско-Дмитровской линии со станциями «Достоевская» и «Марьина роща». Митинский участок Арбатско-Покровской линии со станциями «Мякининская» и «Волоколамская». 2010 год. На Люблинско-Дмитровской линии появятся станции «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». На Замоскворецкой линии будет станция «Братеево». 2011 год. Бутовская линия от станции «Улица «Старокачаловская» до станции «Битцевский парк». Станция «Митино» на Арбатско-Покровской линии. Станция «Новокосино» на Калининской линии. 2012 год. Таганско-Краснопресненская линия продлится до станции «Жулебино». 2013 год. Люблинско-Дмитровская линия пойдет дальше на север со станциями «Шереметьевская», «Бутырский хутор», «Петровско-Разумовская-2», «Лихоборы». Будет построена Солнцевская линия. 2014 год. Бутовская линия от станции «Бунинская аллея» до станции «Новокурьяново».
Первой станцией, открывающейся в ближайшее время (30 августа), будет станция "Трубная".
Подземное строительство повлияет на перераспределение пассажирского потока. В связи с этим грядут изменения и в работе наземного транспорта: изменение маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев, высвобождение подвижного состава, открытие новых маршрутов, «привязанных» к новым станциям метро.
Материал подготовлен по данным из открытых источников, а также РИА Новости, сайтов "Московское метро" А. Лебедева, "Мое метро", "Московское метро".