0
1392
Газета Общество Интернет-версия

06.06.2007 00:00:00

Мусульмане в Старом Свете: тест на совместимость

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский политолог и журналист.

Тэги: мусульманин, европа


Возможно ли мирное сосуществование ислама и европейской «светской» культурной традиции? Два мусульманских интеллектуала, интегрированных в европейскую среду, приняли участие в публичной дискуссии на эту тему. Она прошла в конце мая в Риме по инициативе мэра Вечного города Вальтера Вельтрони. Эти интеллектуалы – Тарик Рамадан и Ханиф Курейши.

Рамадан, внук основателя организации «Братья-мусульмане» египтянина Хасана аль-Банны, родился в Женеве, куда в 1962 году переселились его родители. Он учился в Швейцарии и во Франции, а в настоящее время преподает исламоведение в университетах Женевы и Фрибурга. Одно время Рамадан даже входил в состав консультативной группы по проблемам исламского экстремизма в Великобритании, созданной премьер-министром Соединенного королевства Тони Блэром. В свою очередь, Ханиф Курейши – английский писатель и кинорежиссер пакистанского происхождения, родившийся в Лондоне и посвятивший проблеме европейских мусульман роман и фильм «Мой сын – фанатик».

Нужно сказать, что прошедшая в Риме дискуссия не пролила свет на обсуждаемую проблему. Рамадан и Курейши высказали очень схожие тезисы, хотя и сделали это так, как будто придерживались разных точек зрения.

Рамадан говорил по существу. Он сравнил стереотипы европейцев в отношении мусульман с предрассудками антисемитов, полагающих, что у евреев есть тайная международная организация, что они думают одно, а говорят другое (например, шиитское учение «такия» разрешает скрывать свои убеждения в случае опасности), что они незаметно проникают в недра общества и пытаются тайно им управлять.

Вместе с тем Рамадан порекомендовал проживающим в Европе мусульманам стать «настоящими европейцами» и неукоснительно соблюдать законы стран проживания. Исламских богословов он призвал по-новому истолковывать суры Корана и хадисы в свете современных социальных условий, культурных и этических категорий. Этот процесс обновления должен сделать ислам совместимым со светской европейской культурой в духе взаимного признания.

Курейши, в свою очередь, цитировал свою книгу «Мой сын – фанатик». В ней рассказывается о конфликте между отцом и сыном. Отец, Парвез, жил в Пакистане, где не отличался особым религиозным рвением. Известное религиозное равнодушие он сохранил и после иммиграции в Соединенное Королевство. Но его сын Али, родившийся в Великобритании, открывает для себя свою пакистанскую идентичность и свои исламские корни именно в результате столкновения с английской действительностью, которая заставляет его чувствовать себя «униженным и оскорбленным». Как раз среди европейских мусульман второго поколения, по мнению Курейши, зарождается экстремизм. Так, теракты в Лондоне летом 2005 года были совершены исламистами-фанатиками, которые родились и воспитывались в той же Великобритании.

Проблема чрезвычайно актуальна. По числу последователей ислам сегодня – вторая религия в Западной Европе. Такая картина складывалась на протяжении последних десятилетий по мере того, как уроженцев мусульманских стран, приезжавших в Старый Свет в поисках работы и лучших жизненных условий, становилось все больше и больше. Многие бежали из регионов, охваченных пламенем войн.

Переселяясь, иммигранты, как правило, ориентировались на те страны, в колониальной зависимости от которых некогда находилась их родина. Поэтому сегодня в Великобритании преобладают мусульмане из Пакистана и Индии, во Франции – из стран Магриба (Алжира, Туниса, Марокко), в Нидерландах – уроженцы Индонезии, в Италии – Сомали и Ливии (впрочем, здесь немало и выходцев из Магриба). То обстоятельство, что в ФРГ много турок, можно объяснить давнишними политическими связями между Германией и Турцией, восходящими ко временам Османской империи.

Как бы то ни было, проблемы у всех европейских стран одинаковы. Главная заключается в том, как согласовать предписания ислама, обычаи и образ жизни мусульман с законами, обычаями и моральными устоями западного, в значительной степени секуляризованного мира, где религия уже не играет столь всеобъемлющую роль, как в исламском мире. Проблема усугубляется тем, что большинство иммигрирующих в Западную Европу мусульман – люди с низким уровнем образования, зачастую неграмотные.

Существуют, конечно, исключения из правила. Среди европейских мусульман встречаются интеллектуалы, профессора, журналисты, чья реакция на европейскую действительность порой крайне любопытна. Хороший пример – Магди Аллам, египетский журналист, ставший в Италии заместителем главного редактора крупнейшей газеты страны – Corriere della sera. Аллам, родившийся и выросший в состоятельной мусульманской семье, получил образование в Италии и напрочь отверг ислам, считая его «неадекватной религией». По его мнению, разницы между «умеренными» мусульманами и фундаменталистами нет, все они «одинаково плохи».

Его статьи мало чем отличаются (если не считать большей эрудиции) от текстов правоконсервативных исламофобов. По мнению таких «просвещенных» исламских интеллектуалов, мусульмане в Европе могут в лучшем случае сохранить свои этнические или фольклорные обычаи вроде празднования Навруза (который по своему происхождению не является исламским праздником и не отмечается арабами), но не более того.

Конечно, подобная точка зрения, как и взгляды, выраженные Тариком Рамаданом и Ханифом Курейши, не помогут решить острую проблему мусульман в Европе. Последователям ислама и европейцам, прежде всего христианам, предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Важно, чтобы они прошли его вместе.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
626
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1560
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости