Печальная и постыдная тема педофилии вновь становится актуальной для Католической Церкви. Напомним, что особенно остро она проявилась в Соединенных Штатах. Именно поэтому год назад Папа Иоанн Павел II вызвал в Ватикан американских епископов для обсуждения этой проблемы (см. "НГР" # 2 от 15. 05. 2002). По словам Понтифика, "тот, кто покушается на детей, не может быть священником". В результате дебатов, состоявшихся тогда при закрытых дверях, было решено исключать из Церкви клириков, совершивших пусть даже единичный акт педофилии, с тем чтобы в дальнейшем передать их дело в суд.
Американские епископы в течение многих лет действовали совершенно иначе: они переводили уличенных в преступлении священников в другую епархию, предпочитая "не выносить сор из избы". В результате огласки подобной практики архиепископ одной из крупнейших в США Бостонской епархии кардинал Бернард Лоу в декабре прошлого года подал в отставку.
Однако скандал вокруг Бостонской епархии продолжается, поскольку дела о педофилии клириков имеют серьезные финансовые последствия. Епархия согласилась выплатить 10 млн. долл. в качестве возмещения убытков 86 жертвам сексуальных домогательств. Еще около 300 судебных дел остаются открытыми, и поэтому связанные с ними расходы могут поставить под угрозу благотворительную деятельность епархии. Тем более что теперь ей предъявил иск другой католический диоцез - Сан-Бернардино в Калифорнии. Эта епархия тоже находится под огнем критики. На нее подали в суд люди, ставшие жертвами сексуальных домогательств в 60-е, 70-е и 80-е годы со стороны священника Пола Шэнли, ранее служившего в Бостонской епархии. Когда его прегрешения стали известны кардиналу Лоу, тот просто перевел Шэнли в Сан-Бернардино, дав ему самую лестную рекомендацию.
Но Шэнли не исправился и на новом месте. В частности, 30-летний житель Сан-Бернардино Кевин Инглиш подал в суд на Шэнли, утверждая, что в детстве подвергся насилию со стороны священника. В результате епископ Сан-Бернардино Джеральд Барнс подал в суд на Бостонскую епархию, поскольку ее руководство не уведомило о наклонностях пастыря. Это первый случай в истории Католической Церкви в США, когда одна епархия привлекает к судебной ответственности другую.
Проблема педофилии среди священников поднимает ряд серьезных проблем не только судебно-финансового, но и медицинского, богословского и церковно-дисциплинарного характера. Недавно в Ватикане по инициативе Папской академии в защиту жизни состоялась научная конференция, посвященная этой проблеме. В мероприятии приняли участие специалисты из США, Италии, Канады и Германии. По словам пресс-секретаря Святого Престола Хоакина Наварро-Вальса, "эта проблема рассматривалась с чисто научной, клинической точки зрения".
Не все дискуссии во время конференции прошли гладко и бесконфликтно. Некоторые участники, например, критиковали политику изгнания согрешивших священников из Церкви. По их мнению, это приводит лишь к тому, что они остаются без надзора и поддержки Церкви. Профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы доктор Мартин Кафка, например, убежден в том, что решение американских епископов увольнять любого священника, уличенного в домогательствах к малолетним, является серьезной ошибкой. "Такая политика, - заявил Кафка, - принята только в США, в то время как в Европе и Канаде некоторым педофилам разрешают продолжить служение, исключив всякую возможность контакта с детьми".
Папа Иоанн Павел II искренне огорчен тем, что немалое число священников совращают детей, тем более что это явление характерно не только для Соединенных Штатов. Подобные случаи были зафиксированы и в Италии, Польше, Австрии, Англии, Австралии и других странах. В апреле прошлого года на совещании с американскими епископами Понтифик говорил о своей "жгучей боли". Ее причиняют ему те пастыри, которые вместо того, чтобы помочь людям "освятить свою жизнь", "приносят им только страдания". Иоанн Павел II подчеркнул, что "злоупотребления, которые привели к этому кризису, по праву рассматриваются обществом как преступление. Это также страшный грех в глазах Божиих".
Разумеется, предание гласности такого порочного явления, как педофилия, не решает проблемы, поскольку искать надо корни зла. Но где их надо искать? В наклонностях отдельных людей? В их неспособности с помощью усердной молитвы устоять против дьявольских искушений? В неумении церковных структур вести с людьми надлежащую пастырскую и воспитательную работу? Или же причины лежат глубже, в основах католического нравственного учения о сексуальности, целомудрии и семейной жизни?
Вот что об этом говорят сами католики, бьющие тревогу по данному поводу. Профессор Скотт Эппелби, директор Института по изучению католицизма при католическом университете "Нотр Дам" в США, озабочен тем, что отдельные сексуальные прегрешения священников могут стать серийными. Американский адвокат Родерик Мак Лиш, защитивший на суде 180 жертв священников-педофилов, высказался еще резче: "Церковь никогда не станет безопасным пристанищем для детей до тех пор, пока самым серьезным образом не задумается над причинами педофилии".
Многие обозреватели не согласны с тем, что это явление - прежде всего результат греховных наклонностей отдельных людей. Итальянский депутат парламента от левых демократов (бывших коммунистов) Франко Гриллини высказался весьма категорично: "Нет никакого сомнения, что массированное присутствие педофилии в рядах католических священников вызвано навязанным клирикам целибатом (безбрачием), который по праву можно считать противоестественным". По мнению итальянского парламентария, "отсутствие здоровой чувственности и половой жизни лежит в основе сексуальных домогательств и насилия, совершенных духовенством в отношении мальчиков и девочек в церковных воспитательных учреждениях".
Это, конечно, суждение, обусловленное "левым" антиклерикализмом, но подобных взглядов придерживаются и некоторые католические богословы, не разделяющие консервативной точки зрения нынешнего церковного руководства. К ним прежде всего относятся богословы экуменической ориентации, которые постоянно следят за развитием теологии в других христианских Церквах, прежде всего Православных и Протестантских. Например, в Милане действует Экуменический центр теологических исследований под руководством профессора богословия Джованни Феличе Мапелли. По его мнению, между "культом целомудрия", практикуемым в Католической Церкви, и феноменом педофилии существует прямая связь. Мапелли обращает внимание на то, что Католическая Церковь - единственная из христианских конфессий, которая предписывает целибат для всего духовенства. Педофилия значительно менее распространена у православных и еще меньше у лютеран и англикан.
Профессор Мапелли приводит результаты исследования, согласно которому 60% католических священников страдали от "серьезных сексуальных проблем", 30% более или менее регулярно нарушали обет целомудрия и только 10% не имели проблем и безупречно соблюдали обет. "Большинство священников, - пишет Мапелли, - были воспитаны в исключительно мужских сообществах (духовных семинариях или монастырях) при подавлении всяких чувственных и половых отношений, при полном отсутствии материнского или вообще женского элемента". Иными словами, как сказал Гораций, "как ни гони природу вилами, она все равно возвратится". Этой позиции придерживается и католический священник-диссидент Ойген Древерманн (см. "НГР" # 5 от 19. 03. 2003), занимающийся психологическими проблемами духовенства.
Конечно, с таким толкованием причин педофилии среди духовенства официальная Католическая Церковь не согласна. Вполне возможно, что подобное мнение действительно страдает чрезмерным схематизмом, но принять его к сведению, безусловно, необходимо.