Недавно за подписью председателя ватиканской Конгрегации по вероучению кардинала Йозефа Ратцингера опубликован вероучительный документ ("nota doctrinalis"). Он посвящен участию католиков в политической жизни. Однако, прежде чем рассказать про него, мне бы хотелось обратиться к истории.
Католическая Церковь всегда рассматривала верующего как гражданина того или иного государства и добровольного члена каких-либо общественных организаций. По сравнению с другими христианскими Церквами ее социальное учение наиболее разработано. Первым официальным документом на эту тему была энциклика "Rerum Novarum", изданная Папой Римским Львом XIII в 1891 г. Социальная составляющая присутствует практически во всех энцикликах последнего времени у Пия XI, Пия XII, Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II.
Протестанты и православные также уделяли внимание социальной проблематике (например, полемика между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским). Тем не менее отсутствие единого церковного управления помешало им разработать законченное и обязательное для всех верующих учение по всему комплексу вопросов общественной жизни.
Надо заметить, что для Католической Церкви социальный вопрос уже давно получил политическую окраску. И если первоначально речь шла только о создании благотворительных организаций, то затем возник вопрос о том, какие политические силы смогут лучше всего осуществлять эту задачу. На основе социального учения Католической Церкви возникли христианско-демократические партии (пионером в этой области был итальянский священник Луиджи Стурцо), которые сыграли большую роль в политической жизни Европы.
Важное значение получил вопрос о том, к каким партиям может примкнуть католик, чтобы наилучшим образом претворять в жизнь доктрину Церкви. Уже Лев XIII осудил "чистый" либерализм как слишком эгоистичный и немилосердный, Пий IX осудил социализм за его пренебрежение ценностями личности, Пий XI и Пий XII осудили фашизм и Коммунизм, а также неоязычество и атеизм.
В итоге Ватикан вынужден был четко обозначить свою позицию: католики могут принадлежать только к партиям, которые открыто и всецело руководствуются христианскими принципами, фактически - только к христианско-демократическим партиям. Вопрос стоял особенно остро в тех странах, где после Второй мировой войны возникли мощные коммунистические партии, привлекавшие к себе широкие слои пролетариата и бедного крестьянства.
В первую очередь это касалось Италии, Коммунистическая партия которой начиная с 1945 г. стала крупнейшей в "капиталистической" Европе. Накануне первых свободных политических выборов в Италии после войны в 1948 г. единый блок из коммунистов и социалистов выступил главным соперником христианских демократов. Папа Пий XII отлучил от Церкви не только самих коммунистов, но и тех католиков, которые поддерживали их или голосовали за них даже просто из социально-экономических побуждений, не разделяя их атеистическое мировоззрение. Это решение Папы сыграло большую роль в обеспечении победы христианских демократов на выборах 1948 г. в Италии.
Первые частичные отступления от принципа "политического единства католиков" заметны уже в решениях II Ватиканского Собора. Но в целом этот принцип оставался в силе, несмотря на то что в дальнейшем он был несколько смягчен энцикликами Павла VI и Иоанна Павла II. Со временем в результате различных политических кампаний политическое единство католиков распалось. И верующие стали вступать в либеральные, социал-демократические, националистические и федералистские партии.
Отныне вероучительный документ кардинала Ратцингера официально санкционирует конец ангажированности в политическом самоопределении католиков. В нем говорится, что "в демократическом обществе закономерно существует плюрализм политических партий" и католики могут, исходя из своих предпочтений, примкнуть к любой из них. Это касается не только простых граждан, которые своими голосами определяют состав законодательных органов, но и тех, кого избиратели отсылают в эти органы. Тем не менее, к какой бы партии ни принадлежали верующие члены парламентов и правительств, они обязаны действовать в соответствии с принципами христианской морали. Политики-католики, говорится в документе, "обязаны выступать против законопроектов, противоречащих нормам морали, укорененным в природе человеческого существа". Если подобный закон все-таки принимается, они должны сделать все возможное, чтобы свести к минимуму ущерб, который этот закон может нанести обществу.
Документ также перечисляет вопросы, по отношению к которым политики-католики "ни в коем случае не могут пойти на компромиссы". К ним относятся право родителей на воспитание детей, социальная защита несовершеннолетних, борьба с формами современного рабства (наркомания, проституция), религиозная свобода, социальная справедливость. Резко осуждаются аборты, эвтаназия, опыты над человеческим зародышем, однополые браки и семьи.
Особенно важно, что Ратцингер призывает политиков-католиков бескомпромиссно защищать религиозную свободу, поскольку многие обвиняют Церковь в религиозной нетерпимости. Что касается мира, то в документе критикуется абсолютный пацифизм, выносящий "безапелляционные моральные суждения, не рассматривая каждую конкретную ситуацию". Напомним, что Ватикан признал закономерность англо-американских ударов по афганским талибам после 11 сентября, но теперь отрицательно относится к возможной войне США и их союзников против Ирака.
Однако в свободе политического выбора есть ограничение. "Ассоциации и организации католического направления, - читаем в документе, - призываются не поддерживать те политические силы, которые по основополагающим этическим вопросам противоречат моральному и социальному учению Церкви". Что, впрочем, вполне естественно и логично.
Итак, документ кардинала Ратцингера, санкционированный Иоанном Павлом II, является очередным шагом католиков к политической свободе.