Годовой экспорт РФ составлял 450 миллиардов долларов, и в нем 90% – это сырье или полусырье. Фото Reuters
В условиях объявленной нам экономической войны надо сосредоточиться на предложениях ученых «что делать». Конечно, академики напишут много страниц, но их никто читать не будет. Надо написать четко и кратко. И в первую очередь сформулировать предложения на 2022 год. Необходимо организовать обсуждение этой проблематики в РАН с активным участием отделения общественных наук. Президент РАН должен отфильтровать предложения ученых и найти путь к их реальному обсуждению в правительстве РФ.
Первые оценки последствий
Об экспорте. Он составлял 450 млрд долл. в год, в котором 90% – это сырье или полусырье. Бóльшая часть экспорта пока сохранится, тем более что цены на наше сырье выросли. Поэтому наша экспортная выручка вместе с сохранившимися золотовалютными резервами поможет поддержать курс рубля.
События последнего времени подтвердили, что извлекаемое сырье в земле – это более надежный ресурс, чем избыточные и инфлирующие золотовалютные резервы, которые, как оказалось, могут быть еще и арестованы. Правительство должно изучить возможность и последствия ограничения экспорта нашего сырья и полусырья в зависимости от снятия ограничений на необходимые для нас импортные комплектующие и даже инвестиции в Россию.
При этом не надо преувеличивать трудности в США и Европе из-за санкционной войны. Так, в США даже после роста цен на бензин на 40% и более, до 6 долл/галлон или 1,5 долл/л, что по паритету покупательной способности соответствует всего 45 руб/л, топливо дешевле, чем у нас. Они преодолеют и инфляцию, уже достигшую 7%.
В Европе санкционная война с Россией создаст гораздо более масштабные проблемы. Повышение цен на газ, нефтепродукты и другое сырье приведет к более серьезному падению ВВП и инфляции.
Серьезная проблема с экспортно-импортной составляющей нашей экономики состоит в том, что на вырученные доллары и евро, необходимые для наших производств импортные комплектующие не купишь из-за санкций. И это серьезная угроза. Прежде всего угроза безработицы. Ведь у нас не только вся промышленность, авиационный транспорт, но и сельское хозяйство зависит от импорта комплектующих и компонентов из Европы, США и Китая. Комплектующих не будет. А сельское хозяйство зависит от импортных семян, племенного материала, добавок в комбикорма, ветеринарных препаратов и т.д.
Инженеры – основной капитал
Но главная и очень тяжелая проблема в преодолении экономических вызовов – вопиющая неэффективность работы социально-экономического блока правительства, руководителей корпораций и крупных предприятий. Там почти нет специалистов, нет инженеров. В результате у нас самая низкая отдача от инвестиций в основной капитал, мы потеряли технологическую независимость. Специалистов надо подбирать буквально точечно, выделяя тех, кто имеет созидательный опыт, и срочно выдвигать их на руководящие посты.
Надо кардинально поднять подготовку инженеров и квалифицированных рабочих. Необходимо поднять зарплаты преподавателям соответствующих университетов и училищ. Но реализовать программу восстановления и подъема высшего образования нынешнее Министерство науки и высшего образования РФ, кажется, абсолютно не способно. В Миннауки нет профессионалов.
Напомню имена выдающихся ученых и государственных деятелей, которые возглавляли ведомства, ответственные за образование и науку. Министерство образования и ВАК возглавляли члены-корреспонденты АН СССР В.П. Елютин, Г.А. Ягодин, академики И.Ф. Образцов, Е.И. Шемякин. Госкомитет по науке и технике – академики В.А. Кириллин, Г.И. Марчук, Н.П. Лаверов. Сравните их с нынешними руководителями министерств. Становится горько, печально и даже смешно.
Производительные силы
Правительство совместно с научными учреждениями должно оценить состояние и развитие сырьевой базы России. Необходимый обзорный и аналитический материал имеется в РАН. Например, подготовленный под руководством академика Н.С. Бортникова и члена-корреспондента РАН В.Л. Яковлева. Для крупных предприятий надо оценить их производственные цепочки, рассчитать варианты замещения импортных комплектующих, производимых в недружественных странах, с размещением этих производств в России или дружественных странах.
Необходимо срочно изучить последствия прекращения офшорной юрисдикции крупных компаний на территории России, переводя их под отечественную правовую сферу. Разработать меры контроля и ограничения инвестиций за рубежом, меры стимулирования инвестиций в Россию. Стимулировать создание в компаниях собственных фондов развития, перечисляя туда часть прибыли. Все это направлять на плановое развитие, в том числе и региональное.
Очень важны методы индикативного стратегического планирования для ключевых предприятий реального сектора экономики со льготами (земельными, налоговыми, таможенными, административными), стимулирующими выполнение запланированных показателей. Для каждого региона надо оценить потенциалы продовольственной безопасности. Провести амнистию технических специалистов (не только занятых в сфере IT), находящихся в местах заключения или под следствием по «экономическим» статьям. Проанализировать последствия отказа защиты интеллектуальной собственности недружественных стран.
Пора отрабатывать переход на финансирование госбюджета эмиссией Центрального банка России, чтобы обеспечить экономику необходимой ликвидностью. Наконец, требуется изучить возможность расчетов золотом как в наличном, так и безналичном порядке.
Правительство уже сделало повороты в верном направлении, о котором давно говорили ученые. Но нужны еще более решительные и срочные меры. Ниже они перечислены.
Девятиножка экономики
1. Надо наладить контроль и срочно снизить внутренние цены на топливо и электроэнергию. При формировании внутренних цен, оценке их социально-экономической значимости, при их сравнении с ценами и ВВП в других странах следует категорически отказаться от ориентации на доллары по курсу Центрального банка. Согласно экономической науке, следует ориентироваться на курс доллара по паритету покупательской способности (ППС). Курс доллара по ППС, устанавливаемый по ценам наиболее распространенных потребительских товаров и услуг в разных странах, сегодня равен менее 30 руб.
Практически во всех странах с преобладающим сырьевым экспортом, за счет которого они зарабатывают доллары, всегда курс доллара по банковскому курсу в несколько раз выше курса по ППС. Делается это для того, чтобы защитить свою национальную валюту от бегства капиталов и свои производства от импорта.
Банковский курс, по которому обменивается валюта, определяет соотношение только между экспортом и импортом. По банковскому курсу рублевые цены в России при их переводе в доллары делением на высокий банковский курс доллара, выглядят очень дешевыми по сравнению с ценами в США и Европе. Это позволяет некоторым «экспертам» утверждать, что у нас дешевые цены и благополучие, несмотря на малые зарплаты и пенсии основной массы трудящихся.
Следуя такой «логике», девальвация рубля приводит к падению российских цен в долларах, что не имеет никакого социально-экономического смысла для населения России. Цена на товары народного потребления на внутреннем рынке должна соответствовать внутренней себестоимости в рублях плюс госотчисления, которые надо уменьшить, плюс умеренная прибыль.
Снижение цены на нефть, нефтепродукты, газ и электроэнергию за счет снижения госотчислений и прибыли позволит реализовать наше сырьевое преимущество и будет инвестицией в развитие производительных сил. В тот же автомобильный и авиационный транспорт. А потери отчислений в госбюджет следует компенсировать увеличением госотчислений с экспорта нефти и нефтепродуктов. Этот экспорт углеводородов по объему в три раза превышает внутреннее потребление. То же относится к экспорту древесины, минеральных удобрений, химических веществ, металлов и другого полусырья.
2. Обязать основные «производственные» министерства, крупные госкорпорации иметь свои опорные проектные и научно-исследовательские институты.
3. Отменить федеральные процедуры закупок (№ 223 ФЗ). Закупки – это ответственность генерального директора и акционера.
4. До завершения острой фазы кризиса надо заморозить все виды налогов не только на малый бизнес и IT-сферу, но и на средний бизнес, вместе дающие 20% ВВП, или около 25 трлн руб. в год). Снизить НДС до 10% для предприятий, занимающихся конструированием, проектированием, программированием, наукой, обучением техническим дисциплинам, и спортивных предприятий.
5. Целевое кредитование малого и среднего бизнеса по ставке не более 5% годовых и другие специальные меры поддержки, чтобы сохранить деятельность этих предприятий.
6. Целевые кредиты по ставке не более 3% годовых в высокотехнологические импортозамещающие производства.
7. Отменить налогообложение низкооплачиваемых работников с необлагаемым минимумом зарплат на уровне 1 тыс. долл. по ППС/месяц, то есть примерно 30 тыс. руб. в месяц. Потерю госбюджета компенсировать повышением налогов на большие доходы, например выше 16 тыс. долл. по ППС/месяц (500 тыс. руб. в месяц) и богатую собственность.
Отменить все налоговые соглашения с развитыми недружественными странами.
8. Особое внимание уделить обеспечению работой молодежи. Срочно кратно поднять стипендии студентам и особенно аспирантам.
Обеспечить контрактами студентов и выпускников вузов по специальностям из сферы IT, чтобы заитересовать их работать в России, а не в зарубежных фирмах.
9. Все финансовые вливания в социальную сферу, в частности отмеченные выше и приводящие к росту покупательского спроса, должны быть сбалансированы увеличением массы товаров народного потребления. В том числе и их импорта из Китая, Азербайджана, Турции, Ирана и других не враждебных к нам государств. Иначе все финансовые вливания уйдут в инфляцию.
Что делать Академии наук
Мы, Академия наук, должны самореформироваться. Главное – привлечение активной части докторского корпуса, директоров институтов, профессоров РАН к реальной работе – хотя бы в отделениях, в том числе и при выборах новых членов РАН. Авторитет Российской академии наук упал существенно, и надо укрепить опору на научное сообщество.
После реорганизации необходимо поставить вопрос о возвращении РАН руководства институтами (назначение директоров, госзадания и базовое финансирование, оценка институтов и результатов их работы). Это вполне достижимая цель.
Академическому сообществу давно пора поставить вопрос о воссоздании Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук – со своими институтами, по отношению к которым они должны осуществлять такие же функции, как РАН.
Нам срочно надо восстановить академические журналы, русскую систему защиты диссертаций и Высшую аттестационную комиссию. В ВАК определяющую роль играют крупные ученые, а не чиновники. Удивительно, что разработка новых публикационных рейтингов после провала придуманных Минобрнаукой нелепых рейтингов, ориентированных на западные журналы, поручена той же Минобрнауке, а не Российской академии наук.
Социально-экономические цели, провозглашаемые уже 10 лет, откладываются, не выполняются и не будут выполняться, если ученые не разработают строго научный и теоретический компонент преодоления государственных экономических, технологических, социальных и гуманитарных проблем. Важнейшей задачей руководства Российской академии наук становится организация таких разработок и их внедрение в общественное сознание и во власть.
Статья подготовлена по материалам заседания Президиума РАН 10 марта 2022 года.
комментарии(0)