Одна из концептуальных проработок будущей лунной базы. Изображение NASA
Земные заботы – как политические, так и экономические – последние несколько десятилетий почти отвратили человечество от космической тематики. Новости о достижениях в области изучения пространства за пределами земной атмосферы носили скудный и фрагментарный характер. Однако в последнее время произошло несколько событий, которые снова обратили внимание землян на новости из космоса.
Государственный Orion
С задержкой на сутки 5 декабря в 15.07 (мск) с мыса Канаверал произведен запуск ракеты-носителя Delta-IV с космическим кораблем Orion («Орион»). После 4,5 часа полета он успешно приводнился в Тихом океане, сымитировав возвращение с Луны в части посадочной траектории.
Этому событию предшествовала массированная и довольно оригинальная медиаатака с привлечением героев мультфильмов, комиксов и телешоу. Старт корабля в прямом эфире освещали крупные мировые телекомпании, давая комментарии и погружая в подробности проекта. NASA (Национальное агентство США по аэронавтике и космическим исследованиям) удалось сутки удерживать внимание аудитории, пока ракета не оторвалась от стартового стола.
Не менее интересные новости с МКС (Международная космическая станция) уже стали рутинной информацией. Все попытки распиарить то, что происходит на орбите, особого успеха, похоже, не имеют ни у кого. Однако пассивная реакция общественности вовсе не делает работу на орбите менее значимой. И еще МКС в данный момент остается мостом, который связывает национальные космические программы ведущих мировых держав.
Полет «Ориона» последовал за целой чередой запусков космических грузовиков частных компаний в соответствии с программой NASA по переводу орбитальных полетов с государственных рельсов на коммерческую основу. Но «Орион» к этой программе не принадлежит. Он разработан компанией Lockheed Martin по заказу NASA с главной целью – возвращение на Луну. Он может летать также и к МКС, и, возможно, к Марсу.
Программа эта под названием Constellation («Созвездие») была начата при президентстве Джорджа Буша-младшего и успешно похоронена Бараком Обамой, который едва не обрушил вообще всю пилотируемую космонавтику в США своими идеями. Тяжелую ракету-носитель Ares-5 «закопали», но «Орион» как-то спасли, а потом и возродили проект строительства тяжелой ракеты, которой присвоили аббревиатуру SLS (Space Launch System – Система космических запусков), которая и будет работать с «Орионом».
Если бы не закрытие «Созвездия», Америка могла бы раньше отказаться от российских «Союзов» для доставки людей на орбиту. Обама «разрешил» работу над «Орионом» в варианте light, так сказать, то есть – для орбиты. Но ситуация сложилась таким образом, что и тяжелый носитель американцам придется делать. Россия может сказать спасибо Бараку Обаме за то, что он затормозил американский пилотируемый космос минимум лет на пять, что дает возможность сократить отставание России в намечающейся новой космической гонке.
Шестиместный «Орион» делается все же больше с прицелом на Луну, чем на орбиту. Для близкого извоза конкурс на строительство пилотируемых орбитеров выиграли компании Space X и Boeing. Они получат от NASA средства для продолжения работ.
Все корабли, которые сейчас имеют более или менее реальные шансы на полет, сделаны по капсульной схеме, то есть корабль имеет «королевскую» компоновку: модуль для экипажа и сервисный модуль. На посадку идет только капсула с экипажем и приземляется на парашютах – никаких крыльев и посадки на полосу. Последним американским пилотируемым кораблем, построенным по классической схеме, был лунный Apollo-17, летавший в далеком 1972 году. Далее была эпоха Space Shuttle, и вот снова – модульная схема. Сесть в свой новый корабль для первого полета астронавты США смогут скорее всего году в 21-м.
На Плутоне не выходите?
Может быть, новость о том, что полет космического аппарата New Horizons («Новые горизонты») проходит по плану, и не была бы замечена, если бы не подвиг «Розетты» и «Фила» в окрестностях ядра кометы Чурюмова–Герасименко. NASA не без гордости отчиталось о том, что их аппарат подходит к самой границе Солнечной системы – к орбите Плутона.
Ракета-носитель «Дельта IV» готовится
отправить корабль «Орион» в первое путешествие. Фото NASA |
Интересно, что пока корабль летел, Плутон лишили статуса большой планеты. Но, как бы там ни было, Плутон – одно из самых загадочных тел Солнечной системы. Вернее сказать, Плутон вместе с Хароном. Ряд ученых склонны называть эти два объекта «двойной планетой», а не планетой и спутником. Дело в том, что центр обращения (барицентр) лежит за пределами поверхности Плутона.
Помимо Харона есть еще четыре спутника. Исследования Плутона космическими аппаратами никогда не проводились. Большинство снимков этой планеты сделано орбитальным телескопом «Хаббл». Таким образом, «Новые Горизонты» впервые в истории исследования космоса приблизятся к планете, которая долгое время считалась последней крупной «остановкой» в Солнечной системе. Она совершает оборот вокруг нашего светила за 248,09 года. Плутоновский год! Это, безусловно, потрясающее достижение.
«Новые Горизонты» путешествуют в космосе с 19 января 2006 года. Это самый скоростной космический аппарат, когда-либо запущенный с Земли на момент отхода от нашей планеты, – 16,26 км/с. Две трети времени полета корабль «спал», «просыпаясь» лишь для коррекции курса, проверки систем и еще разок, чтобы «взглянуть» на Юпитер. Все тесты на всех этапах прошли успешно, и теперь ученые ожидают пролета системы Плутон–Харон 14 июля на расстоянии 12 500 км от Плутона.
Наблюдения с близкого расстояния будут длиться всего девять дней, а передача данных в несжатом виде займет полтора года. Это обусловлено, во-первых, расстоянием (4,5 млрд км), а во-вторых, возможностями аппарата, который может передавать данные со скоростью 768 бит/с – это медленнее даже старого телефонного модема. Чтобы не ждать данные полтора года, ученые получат сжатый вариант в качестве превью.
На борт «Новых Горизонтов» загрузили 80 кг топлива (почти «голодный паек»), а работу систем обеспечивает плутониевый термоэлектрический генератор. Эта космическая миссия, возможно, закончится к 2026 году. После пролета системы Плутон–Харон аппарат направится вглубь Пояса Койпера. Некоторые ученые считают, что и сам Плутон со спутниками является частью этого пояса астероидов. Если получится и позволит запас топлива, то «Новые Горизонты» исследуют небесные тела в Поясе Койпера.
После визита «Новых Горизонтов» к Плутону в сверхдальних миссиях наступит пауза. Предполагаемые запуски к дальним планетам намечены на конец десятилетия, так что данных ждать придется долго. Основные планы касаются Луны, Марса и его окрестностей и, отчасти, Венеры и Меркурия.
Российские «тяжи» и «сверхтяжи»
На фоне громких сенсаций от иностранных партнеров по космосу Россия выглядит весьма скромно. Да, на нашу долю сейчас приходится забота о доставке экипажей к МКС, их возврат и эвакуация, если это потребуется. Российские космонавты проводят огромную работу на орбите. Но вместе с тем все новинки и сенсации последнего времени – на счету европейцев и американцев. Ну и в «раскрутке» своих достижений они тоже преуспели: достаточно просто сравнить подачу в СМИ запуска новой «Ангары» и «Ориона».
Но сейчас речь не об этом, а о том, что с пробным пуском новой ракеты-носителя в России появились видимые перспективы. В июле произведен успешный запуск легкой версии ракеты-носителя «Ангара», а 23 декабря с космодрома «Плесецк» благополучно стартовала более тяжелая «Ангара» А-5. Тут мы на полкорпуса опережаем европейцев, которые только собираются строить новую серию коммерческих носителей Ariane 6 – прямых конкурентов ракет серии «Ангара». Всеми этими носителями можно покрыть практически все орбитальные нужды – от запуска спутников разного веса и назначения до вывода пилотируемых и грузовых космических кораблей.
Но амбициозные планы, озвученные в Роскосмосе 15 декабря, требуют новых разработок и новых аппаратов. На повестке дня – снова вопрос о постройке сверхтяжелой ракеты-носителя для пилотируемых межпланетных миссий. Пока в мире есть только один «сверхтяж», который летал регулярно, – американский «Сатурн-5», который отправлял «Аполлоны» на Луну. Проект советской ракеты подобного класса Н-1 был свернут после четырех неудачных пусков, а «Энергия», которая создавалась для вывода челнока «Буран», летала лишь пару раз.
В США собираются создавать «сверхтяж», поднят этот вопрос и в России. В Роскосмосе не отвергают эту идею, и, возможно, новый суперноситель у нас строить будут. ТАСС на днях сообщил, что технические проекты сверхтяжелой ракеты-носителя грузоподъемностью не менее 80 тонн на низкую околоземную орбиту будут представлены в Роскосмос. В составе проектантов – трое участников: Космический центр имени Хруничева, РКК «Энергия» и ракетно-космический центр «Прогресс».
В плане создания нового пилотируемого орбитального корабля у нас дела обстоят неважно. Если в США уже идут испытания, то в России – пока только проекты. Так, анонсирована в декабре идея строительства собственной орбитальной станции. «Я подтверждаю информацию о том, что сегодня мы рассматриваем варианты создания такой станции, – заявил глава Роскосмоса Олег Остапенко на пресс-конференции 15 декабря. – Это перспективный проект, который позволит нам отслеживать более 90% территории России. У этого проекта есть довольно хорошие перспективы. Безусловно, мы планируем вносить этот проект в ФКП (Федеральная космическая программа. – «НГН»)».
Наличие такой станции в дальнейшем позволит использовать ее в качестве форпоста освоения Луны и дальнего космоса. «Что касается стратегической линии развития пилотируемой космонавтики, то в ФКП определено три основополагающие составляющие: освоение Луны, астероидное направление и изучение Марса», – отметил Остапенко.
Лунные гонщики
И снова Луна рассматривается и как стартовая площадка, и как исследовательский полигон, и как «наше космическое все» на ближайшие десятилетия. Еще лет 5–7 назад казалось, что Луна и Марс будут осваиваться совместно всеми участниками космической деятельности. Теперь же каждое государство формирует свою лунную программу без прямого участия партнеров-конкурентов. Сотрудничество не отвергается, но одеяло, то есть Луна, – одно, и каждый, похоже, будет тянуть ею на себя.
К США и России добавился Китай. Вероятно, в команде США будут так или иначе играть европейцы, уже накопившие свою базу данных по исследованию межпланетного пространства. Говоря гоночным языком – светофоры уже погасли и соревнования начались, хоть это и не очень, может быть, заметно. Явного лидера пока нет: у каждой из сторон есть свои явные преимущества и такие же явные отставания. Однако кажется, что на полкорпуса впереди США из-за запуска «Ориона».
Ни нам, ни китайцам (кстати – это еще вопрос) лететь на Луну пока не на чем. Старт новой космической гонки может положительно сказаться на экономике, несмотря на колоссальный «стартовый взнос». В зависимости от успехов будут открываться новые технические и научные перспективы, которые могут оказать антикризисное воздействие на мировые финансы. Коммерциализация космоса пойдет быстрее и станет еще одной гигантской отраслью – предпосылки к этому налицо, вернее – на орбите. Частные корабли уже успешно летают к МКС. Есть также и позитивный психологический аспект.
Человечество несколько «заскучало», нужен новый импульс, новые идеи и цели. Возможно, потратившись на космос, меньше будет денег на войны. Это, конечно, вряд ли, но очень хочется в это верить.