Скоро Земля! Художники А. Леонов, А. Соколов
Октябрь – месяц космических юбилеев. 4 октября 1957 года первый искусственный спутник Земли весом немногим более 80 кг был запущен в Советском Союзе. Ничего удивительного, что именно к октябрю было приурочено несколько научных конференций, посвященных космонавтике, и заявлений руководителей отечественной космической отрасли.
10 октября начальник управления Роскосмоса Юрий Макаров напомнил, что в этом году «Роскосмос вместе с Российской академией наук, Курчатовским институтом, Росатомом подготовил долгосрочную программу освоения дальнего космоса». Основные этапы нашей космической экспансии, в представлении руководителей Роскосмоса, выглядят так. В этом и следующем десятилетии – изучение Луны в основном автоматическими космическими аппаратами и станциями. В 2030-е годы должны быть созданы элементы орбитальной станции, средства передвижения по Луне. В 2040-е годы предполагается создание посещаемой лунной станции с отработкой вопросов защиты человека от космической радиации на Луне, противодействия такому лунному фактору, как мелкодисперсная пыль на ее поверхности, которая вредна для человека и аппаратуры. В 2050-е годы предполагается создать на Луне обитаемые базы, в частности оптические обсерватории.
В середине октября прошел V Московский симпозиум по Солнечной системе. Один из организаторов симпозиума, директор Института космических исследований РАН, академик Лев Зеленый заявил в ходе его работы, что Россия и Европейское космическое агентство разработают совместную программу по возвращению грунта с Марса.
12 октября – еще одна интересная и важная космическая дата: 50 лет назад впервые в мире был совершен полет многоместного пилотируемого корабля. Это был седьмой по счету пилотируемый полет советских космических кораблей – «Восход-1». Полет осуществлялся без скафандров и системы катапультирования (впервые была использована система мягкой посадки спускаемого аппарата). На борту «Восхода-1» находился экипаж в составе командира Владимира Комарова, научного сотрудника-космонавта Константина Феоктистова и врача-космонавта Бориса Егорова. За сутки корабль 16 раз облетел земной шар, а дальность полета составила почти 700 тыс. км.
То есть России есть чем гордиться в космонавтике и есть что вспомнить. И неудивительно, что в Научно-исследовательском испытательном Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (Звездный городок, Московская область) 8–9 октября прошла научно-практическая конференция «Полеты в космос. История, люди, техника». Удивительно другое: подобная конференция проводилась впервые. Она была организована Роскосмосом, НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, Российской академией наук и Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (ИИЕТ).
Такого информационного вала, который увидели и ощутили за два дня в Звездном городке, по-моему, не ожидали и сами организаторы конференции – более 90 докладов; работа двух секций: «Полеты в космос. События и люди» и исторические аспекты развития космической науки и техники»; несколько круглых столов. Но тема того стоила!
С интереснейшим сообщением об истории первого отряда космонавтов выступил летчик-космонавт, кандидат технических наук Алексей Леонов, первый человек, совершивший выход в открытый космос в 1965 году. Конструктор советской ракетной техники Сергей Королев был уверен, что первым космонавтом должен стать летчик-истребитель. В 1959 году во все воздушные армии была разослана директива по отбору кандидатов: до 30 лет, летающие во всех условиях. Из 3 тыс. первоначально отобранных молодых людей оставили 42 человека.
Сказать, что критерии отбора в первый отряд были жесточайшие – ничего не сказать. Если обнаруживался кариес более семи зубов, человека отчисляли; зрение 0,9 – отчисление. Сам Алексей Архипович Леонов рассказал, как проходил испытание на центрифуге: потерял сознание только через 13 секунд при восьмикратной перегрузке.
Алексей Леонов: «Нам предстоял семисуточный
полет в спускаемом аппарате. Но мы были готовы и к этому» Фото автора |
Как выяснилось позже, такие нагрузки даже в экстремальных условиях никогда не возникают в ходе космического полета. «На том этапе мы потеряли около 30% хорошо подготовленных людей, – считает Леонов. – В сегодняшнем наборе отряда космонавтов никто не выполнил бы эти требования».
Удивительно, но еще в 1935 году Константин Циолковский предсказал, каким будет первый космонавт: русский, летчик, голубоглазый. Записка Циолковского с таким описанием недавно случайно была найдена в архивах.
Больной для истории отечественной космонавтики вопрос: почему мы проиграли американцам лунную гонку? Специалисты и ученые, выступавшие на конференции, не сговариваясь, еще раз подтвердили единое мнение: проживи Сергей Павлович Королев хотя бы еще два-три года, первым человеком на Луне был бы гражданин СССР (Королев умер в 1966 г.). Тем не менее в 1968 году уже были сформированы три лунных экипажа по два человека. В первый из них входил и Алексей Леонов. «Нам предстоял семисуточный полет в спускаемом аппарате. Но мы были готовы и к этому», – отметил Алексей Архипович.
Технические и технологические особенности подготовки полета Юрия Гагарина на корабле «Восток» систематизировал главный специалист РКК «Энергия» Виктор Благов. Разработчикам приходилось укладываться в лимит массы, которую способна была поднять на орбиту ракета Р-7. «Ученые-атомщики задали планку – 5 т, минимальный вес ядерного заряда, – пояснил Виктор Благов. – Для нас это было очень комфортно, мы уложились в 4730 кг». Особую роль в подготовке корабля «Восток» сыграл Константин Феоктистов, который предложил ряд важных технических решений: двухмодульная компоновка корабля; спускаемый аппарат – в форме шара. Решено также было отказаться от суборбитального полета (опасались пропустить американцев).
«Именно полет Юрия Гагарина выдал 11 нештатных ситуаций; причем только одна из них появлялась раньше, при непилотируемых запусках. До этого два испытательных полета прошли чисто, – подчеркнул Виктор Благов. – До сих пор для меня загадка – такой «выброс» нештатных ситуаций. В дальнейшем – на кораблях «Восток» и «Восход» – количество нештатных ситуаций асимптотически стало снижаться». Кстати, в программе конференции был доклад директора ИИЕТ РАН, члена-корреспондента РАН Юрия Батурина, специально посвященный этой проблеме, – «К вопросу об оценке риска первого космического полета».
Философскую, космологическую ноту в работу конференции в Звездном городке добавил академик Михаил Маров. По его мнению, именно военный аспект стал тем фактором, который определил космические программы. Вместе с тем академик Маров подчеркнул «неизбежность того, что связано с наукой, в том числе и опасности, связанные с наукой». А космология здесь такая: Млечный Путь, наша Галактика – это более 200 млрд звезд; сегодня ученые насчитывают не менее 10 млрд таких галактик.
История космонавтики, как и любая другая история, переписывается победителями. Именно поэтому исторические исследования сегодня зачастую становятся важным элементом всей научно-технической политики государств и даже частей света. Очень показателен – и доказателен – в этом отношении был еще один доклад Юрия Батурина: «Герман Поточник: европейский родоначальник космонавтики». Родившийся в 1892 году в крохотной словенской деревушке Витанье (тогда – Австро-Венгрия), Герман Поточник издал (под псевдонимом Ноордунг) в 1929 году свою единственную книгу – «Проблема путешествия в мировом пространстве». Она и сделала его одним из первых теоретиков космонавтики.
Немедленно краткий перевод выходит в США. В 1935 году на русском языке книгу Ноордунга издает Главная авиационная редакция Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Известно, что выдающийся немецкий ученый и инженер в области космонавтики и ракетостроения Герман Оберт чуть-чуть раньше опубликовал результаты своих исследований. Но уже во втором издании своей книги Оберт полемизирует с Поточником. Экземпляр книги был и у выдающегося отечественного конструктора космической техники Михаила Тихонравова. И не просто был – он испещрен пометками Тихонравова. Это и понятно.
Поточник уделил большое внимание не просто полету в космос, но и обеспечению жизни на космической станции. «Колесо Поточника» – эту конструкцию для создания искусственной гравитации использовал Артур Кларк в сценарии фильма «2001: космическая одиссея». В книге Поточника предложена система вентиляции на космической станции. «Это уже не рисунки, но ближе к учебному пособию», – отметил Юрий Батурин.
Герман Поточник оказался очень удобным – и вполне заслуженно – кандидатом в европейские родоначальники космонавтики. Словенцы быстро сделали из него национального героя. В Витанье открыт Мемориальный центр Ноордунга. Сама архитектура этого здания напоминает «колесо Поточника». А Космическое агентство Словении состоит из двух отделений: науки и искусства. «Это вполне осознанная политика «культурализации» космоса, – считает Юрий Батурин, – центр в Витанье посещают космонавты, министры, деятели Европейского союза, проводятся научные конференции».
Европа, кажется, определилась со своим центром и со своим брендом пропаганды космонавтики. В российском Центре подготовки космонавтов имени Гагарина за последние 20 лет не введено ни одного квадратного метра жилья или технических площадей. Деньги на опытно-конструкторские работы последний раз ЦПК получал в конце 1980-х. Пока – продолжаем гордиться нашей космической историей. Что само по себе и неплохо. Но в инструмент государственной научно-технической политики эта гордость все никак не трансформируется.
Звездный городок – Москва