Этапы эволюции костей лица и
дуги нижней челюсти человека. |
Исследователи из университета штата Юта (США) пришли к выводу, что наше лицо сформировалось в ходе исторического развития вида как результат минимизации травм и повреждений при драках самцов и представителей мужского пола (думается, что представительницам прекрасного пола от них тоже доставалось). Эти результаты опубликованы в журнале Bological Reviews. У нас нет мощных челюстей и надбровных, скуловых дуг; внутренний объем черепа намного больше, чем даже у ближайших эволюционных родственников; максимально отставлены в стороны концы челюстной дуги, что позволило нашим предкам развить язык и тонкую координацию нервных импульсов, управляющих подъемом нижней челюсти и «ретракцией» языка, то есть уведения его назад, чтобы не прикусить.
Некоторые онкологи полагают, что травмы могут приводить к развитию внутричерепных опухолей. Биолог Иван Смирнов, работающий в Калифорнийском университете Сан-Франциско (США), сделал интересное открытие, связанное с углублением нашего понимания природы мозговых опухолей (глиом). Как и следовало ожидать, разгадку пришлось искать на молекулярном уровне.
ДНК определяет всю нашу жизнь и долголетие. Клетки нашего организма запрограммированы на довольно краткую жизнь, и каждое их деление приводит к сокращению длины теломер – концевых участков хромосом. Теломеры достались нам «в наследство» от простейших вирусов, некоторые из них – например, ВИЧ – могут синтезировать копию ДНК, то есть осуществлять «обратный» реверсивный синтез. Иван Смирнов вместе со своими коллегами из Лестерского университета в Англии и клиники Майо в г. Рочестер исследовали длину теломер у 1644 пациентов с глиомами (опухолями белого вещества мозга, растущими из глиальных клеток), сравнив ее с таковой у 7736 здоровых людей.
Кристаллическая структура наночастицы серебра.
Красные и зеленые – атомы серебра «сердцевины»; снаружи синие – тоже серебро, соединенное с защитными группами желтой серы; углерод – серый, кислород – оранжевый. Иллюстрации Physorg |
Ученые отмечают в журнале Nature Genetics, что им удалось выделить два элемента, которые, по их мнению, способствуют удлинению теломер и тем самым повышают риск развития глиом. Дело в том, что клетки с более длинными теломерами дольше сохраняют «юношеское» состояние и тем самым способность к делению.
Для борьбы с опухолями и их максимально ранней диагностикой в последние год-два активно предлагаются золотые наночастицы, которые дороги и, окисляясь, быстро теряют необходимые свойства. В прошлом году две группы нанотехнологов из университетов в г. Толедо (шт. Огайо, США) и китайского г. Сиамень сообщили в Nature и Nature Communications о создании кристаллических наночастиц из всего лишь 32 атомов серебра (для защиты благородного металла были использованы производные серы и бензойной кислоты).
Наночастицы золота и серебра охотно несут на себе флюоресцентные красители, а также лиганды клеточных рецепторов, то есть белковые вещества для связи с протеиновыми рецепторами клеточной оболочки. Все это позволяет адресно атаковать поверхность раковых клеток.
Сотрудники Калифорнийского университета в г. Санта-Барбара (США), используя наночастицы серебра с серной защитой, предложили окислительно-восстановительный – редокс – метод, позволяющий убрать наружное «серебрение». Благодаря этому удалось также повысить в 10 раз флюоресцентное свечение, которое качественно показывает раковый диагноз и количественно оценивает его.
Новые частицы можно «нагружать» молекулами различных противораковых средств. Кроме того, резко снижается риск безадресной атаки здоровых клеток, тканей и органов.