Один из проектов ракетоплана, предложенный специалистами NASA.
Фото NASA
Решение президента Барака Обамы закрыть программу «возвращения» на Луну и нацелить NASA на начало пилотируемых полетов в «дальний» космос не позднее 2025 года затмило другое, не менее важное решение, относящееся к новому подходу Америки к исследованию и освоению внеземного пространства. Его суть, по словам советника NASA Джона Логсдона, состоит в том, чтобы «инвестировать значительные средства в развитие широкого спектра новых космических технологий, прежде чем начать создавать системы, в которых будут использоваться данные технологии».
Подобный подход применен впервые в истории гражданской космической программы США, которая получала деньги на разработку технологий лишь после того, как определялась с конфигурацией кораблей и ракет-носителей, в которых данные технологии должны были быть задействованы. Если Конгресс одобрит новую политику NASA, то она будет осуществлена в три этапа.
Первый – создание прорывных технологий; второй – проектирование и постройка на основе этих технологий новых пилотируемых систем для дальнего космоса, а третий – осуществление с помощью этих систем экспедиций за пределы лунной орбиты.
Преимущество этого подхода, по словам Логсдона, состоит в том, что он позволит создать «запас» технологий на будущее, а недостаток – в откладывании полетов новых образцов пилотируемой техники до начала следующего десятилетия. За этот срок многое может произойти.
Важное условие продуктивной реализации новой инженерно-конструкторской политики NASA, по мнению Логсдона, – желание того, кто придет в Белый дом в 2016 году, построить технику на разработанных агентством технологиях. Однако при любом развитии ситуации в Америке имеются предпосылки успеха нового подхода NASA к проектированию и постройке пилотируемых систем.
Первая из этих предпосылок заключается в принципиальном решении о том, что технологии эти будут создаваться для носителей и обитаемых комплексов, цель полетов которых – «дальний космос» (а не для очередной околоземной станции или для «возвращения» на Луну). Это придает соответствующим научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) достаточно конкретный и целенаправленный характер.
Вторая состоит в определении срока, к которому должна быть создана техника, использующая эти технологии (2025 год).
Третья – это время, отведенное на данные НИОКР (пять-семь лет с учетом того, что не менее восьми-десяти лет дополнительно пойдет на разработку и испытание носителей и комплексов с тем, чтобы они были готовы к 2025 году). Полтора десятилетия, оставшееся до истечения этого срока, позволяет возложить ответственность за начало экспедиций в «дальний космос» не позднее 2025 года на плечи тех, кому в настоящее время будет поручено организовывать и осуществлять инженерно-конструкторскую подготовку к ним.
Четвертая предпосылка носит политико-идеологический характер. Америка привержена идее космического лидерства, которое является важнейшим компонентом ее претензий на мировое лидерство. Это означает, что данные НИОКР будут пользоваться полной и последовательной поддержкой со стороны государства, а также находиться под его контролем.
Наконец, пятая предпосылка заключается в сформировавшейся в течение десятилетий довольно высокой общей антикоррупционной культуре американцев. В данном случае она послужит серьезной преградой на пути нецелевого использования или просто расхищения бюджетных средств, выделяемых на решение задач, выполнение которых не будет иметь четких критериев в виде летающих образцов космической техники.
Однако новая инженерно-конструкторская политика NASA в условиях современной России неприменима. Ни одна из вышеперечисленных предпосылок в настоящее время в России не присутствует. Это обстоятельство в сочетании с высоким уровнем коррупции в стране (если США на 16-м месте в мировом рейтинге коррупции, то Россия – на 117-м) позволяет сделать вывод о том, что подход типа «создайте технологии, а уж потом подумаем – куда их применить» приведет лишь к расхищению бюджетных средств, выделенных на разработку данных технологий.
Следствием этого станет дальнейшая дискредитация идеи активного освоения космоса в глазах населения и руководства России, углубление застоя и прогрессирующая деградация отечественной космической отрасли. В российских условиях космические технологии могут успешно создаваться лишь в том случае, когда уже известны типы космической техники, для которой они разрабатываются, и установлены жесткие сроки начала испытаний и эксплуатации данной техники.