0
3094
Газета Наука Интернет-версия

23.09.2009 00:00:00

Америка уточняет свой космический курс

Юрий Караш

Об авторе: Юрий Юрьевич Караш - доктор наук (Ph.D.) США по специальности "Космическая политика и международные отношения", кандидат исторических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского.

Тэги: сша, марс, наса


сша, марс, наса Один из сценариев новой космической стратегии США предусматривает реализацию пилотируемой облетно-орбитальной миссии к Марсу.
Рисунок художника Кристофера Фосса.

Две недели назад, 8 сентября, «Комитет по пересмотру планов пилотируемой программы США» под руководством бывшего президента компании Локхид-Мартин Норма Августина (далее «Комитет Августина») представил свой доклад администрации президента Обамы. Этот документ в случае его принятия президентом в качестве руководства к действию приведет к серьезной корректировке космического «курса» Америки.

Зачем лететь

Провозглашенное 14 января 2004 года президентом Бушем-младшим «Видение в области исследования космоса» было своего рода «шоковой терапией», призванной вернуть американцам, да и всему международному сообществу, веру в мощь космической программы США. Вера эта была серьезно подорвана катастрофой шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года. Поскольку это был уже второй погибший шаттл (первым был «Челленджер» в 1986 году), просто возвратиться на прежний уровень космической деятельности было недостаточно. Требовался скачок вперед. Им и стало решение Буша-младшего «вернуть» Америку на Луну между 2015 и 2020 годами и прочно обосновать ее присутствие на обитаемой лунной базе.

Однако довольно скоро из этого «Видения» стал выходить «пар». Во-первых, как американская публика, так и политики распробовали вкус новой лунной программы НАСА и поняли, что на самом деле это – хорошо забытое старое. По сути, Америка собралась повторить, хотя и в большем масштабе, то, что уже сделала 40 лет назад в рамках программы «Аполлон». Таким образом, было нарушено главное условие поддержки общественностью космической деятельности, определенное еще американским астрофизиком Карлом Саганом: «Исследование космоса должно захватывать воображение».

Возвращение к «хорошо забытому старому» не может ни будоражить умы, ни быть символом мирового научно-технического лидерства, а потому политики не пожелали увеличить бюджет НАСА в соответствии с тем первоначально определенным графиком финансирования, который позволил бы агентству выполнить в срок намеченные лунные планы. Наконец, разразившийся экономический кризис еще больше сократил прибавку к «кошельку» НАСА.

В итоге к середине 2009 года космическая программа США оказалась на распутье: с одной стороны, как было подчеркнуто в докладе «Комитета Августина», «в Соединенных Штатах имеется безусловный консенсус относительно того, что следующим шагом в области пилотируемых полетов должны стать миссии за пределы околоземной орбиты». С другой – недофинансирование лунной программы НАСА грозило перевести ее в категорию «долгостроя», что привело бы к потере общественной поддержки не только «возвращения» на Луну, но во многом и космической деятельности США в целом.

Куда лететь

«Комитет Августина» подчеркнул: цели в космосе, к которым полетят корабли, должны вытекать из задач, которые стоят перед пилотируемой программой. Задачи же эти должны ставиться и решаться в первую очередь в интересах «земной» жизни. К их числу относятся: придание импульса инновациям в сфере технологий, рост и укрепление частного сектора в промышленности, развитие ключевых для национальной безопасности отраслей и сфер деятельности, расширение научных знаний, пробуждение интереса к занятию инженерными дисциплинами и наукой. Правда, все эти задачи, по мнению «Комитета Августина», могут быть решены лишь в том случае, если целью пилотируемой космонавтики станет выход за пределы околоземного пространства с последующим распространением среды человеческого обитания по Солнечной системе.

В качестве промежуточного ответа на вопрос: «Куда лететь?» «Комитет Августина» рекомендует продолжить эксплуатацию МКС до 2020 года включительно. Подобный совет, кстати, полностью соответствует взглядам нынешнего президента Барака Обамы, который еще в предвыборной платформе отметил, что «после всех тех средств, которые потратили на разработку МКС, было бы просто позором не взять от нее максимум возможного».

Не исключает комитет и возможности продления по крайней мере еще на один год, полетов шаттлов (до 2011 года включительно), чтобы сократить семилетний период, когда астронавтов НАСА будут доставлять в космос лишь российские «Союзы». Полет нового американского корабля «Орион» с экипажем на борту ожидается не раньше 2016–2017 годов.

В качестве основных целей пилотируемых полетов «Комитет Августина» рассмотрел три сценария. Первый – сосредоточить все силы на скорейшей высадке астронавтов на Марс, возможно, с некоторой предварительной отработкой элементов марсианской миссии на Луне. Второй – сконцентрироваться на Луне, но опять же с целью подготовки экспедиции на Марс. Третий – «гибкий путь», включающий в себя полеты на лунную орбиту, в точки Лагранжа (места, где силы гравитации небесных тел уравновешивают друг друга), посещение астероидов, расположенных неподалеку от Земли, спутников Марса, а далее – высадка экспедиций на Луну и Марс.

«Комитет Августина» подчеркнул, что «продолжительное пребывание людей на Марсе пользуется безусловным приоритетом перед всеми остальными вариантами <космических> исследований». Правда, при этом отметил, что сразу «целиться» на поверхность Марса было бы нецелесообразно. Поэтому он предложил остановиться на втором и третьем варианте. Причем третьему, «гибкому пути», отдается определенное предпочтение. С одной стороны, он даст большее поле для деятельности, а с другой – предложит публике ряд проектов, осуществив которые Америка вновь обретет славу первооткрывателя. Это позволит поддержать интерес обычных людей к освоению космоса, а следовательно – усилит общественную поддержку космической деятельности.

Любопытно, что одним из ключевых элементов «гибкого пути» является российский проект, впервые освещенный на страницах «Независимой газеты» еще в 2000 году. Речь идет об облетно-орбитальной миссии к Марсу, когда космонавты не высаживаются на его поверхность, а управляют с борта пилотируемого комплекса, находящегося на околомарсианской орбите, флотилией автоматических аппаратов, как вращающихся вокруг Красной планеты, так и работающих непосредственно на ней.

С кем лететь

Рекомендации «Комитета Августина» относительно реализации данных вариантов сводятся к трем основным предложениям. Первое – увеличить финансирование НАСА, с тем чтобы бюджет агентства соответствовал целям и задачам этой организации. Второе – активнее вовлекать в процесс исследования и освоения космоса частный сектор. Третье – интенсивно использовать возможности, предоставляемые международным сотрудничеством, в частности допустить зарубежных партнеров к участию в сооружении «критически важных» элементов будущей космической техники.

Интересно, что третья рекомендация является серьезным пересмотром подхода, который выработался в США на основании опыта строительства МКС. Наученные горьким опытом задержек выполнения Россией своих обязательств по станции (без «припозднившегося» модуля «Звезда» МКС просто не могла функционировать в пилотируемом режиме), в НАСА приняли решение: не полагаться более ни на чью помощь в деле создания «критически важных» узлов и элементов будущей космической техники. Однако бюджетные ограничения, а также та «критически важная» роль, которую корабли «Союз» играют в эксплуатации МКС, вынудили «Комитет Августина» вновь допустить возможность ключевого участия других стран в космических проектах, инициированных США.

Это – хорошие новости для России, которая более, чем какая-либо иная страна, способна внести существенный вклад в реализацию любой пилотируемой миссии. Однако при этом само собой разумеется, что Соединенные Штаты будут иметь в совместных проектах статус «первого среди равных». Это полностью соответствует неоднократно озвученной Вашингтоном политической стратегии освоения космоса – обеспечить американское лидерство в космосе через сотрудничество, то есть через руководящую роль в международных космических проектах.

Международное взаимодействие в космосе, по утверждению представителей американской администрации, является «средством, способствующим решению задач в области внутренней и внешней политики США, а также в сфере их национальной безопасности». На практике это означает, что НАСА как руководитель совместного проекта сможет оказывать воздействие как на определение конфигурации российской космической техники, так и на сроки и цели ее создания.

Пример нынешней лунной программы НАСА показывает, что и Соединенные Штаты могут оказаться в ситуации, когда они в силу экономических причин не смогут выполнить свои обязательства по международному проекту. Поэтому идти России на какое-либо сотрудничество с США или любой другой страной/группой стран в рамках широкомасштабного проекта можно лишь при условии, что выход любого международного партнера или даже всех партнеров из него не помешает России, пусть и в уменьшенном масштабе, самостоятельно осуществить данный проект.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1812
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1135
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
832
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1118

Другие новости