Александр Калери: «На российском сегменте есть все необходимое для жизни трех человек».
Фото из архива Александра Калери
26 марта с космодрома «Байконур» отправилась к Международной космической станции очередная, 19-я, основная экспедиция и 16-я экспедиция посещения. Участники 18-й экспедиции полностью выполнили программу пребывания на станции. О проделанной работе и планах на будущее рассказал первый летчик-космонавт Российской Федерации, инструктор-космонавт-испытатель, руководитель научно-технического центра РКК «Энергия» Герой Российской Федерации Александр Калери.
– Александр Юрьевич, в ночь с 10 на 11 марта российский космонавт Юрий Лончаков и американский астронавт Майкл Финк осуществили 27-й выход в открытый космос из российского сегмента МКС – стыковочного отсека «Пирс» – для повторного монтажа аппаратуры эксперимента EXPOSE-R. Правда ли, что этот выход был неплановым?
– Выход космонавтов в открытый космос был подготовлен еще на Земле, поэтому его трудно назвать неплановым. Во время предыдущего выхода, в декабре прошлого года, не удалось подключить к электропитанию аппаратуру для эксперимента EXPOSE-R. Поэтому изыскали возможность провести еще один выход на поверхность МКС в марте для повторного монтажа. А тогда, в декабре, мы не получили телеметрической информации о подключении электропитания на аппаратуре. Времени ждать следующего сеанса связи не оставалось – выход заканчивался, поэтому было принято решение вернуть аппаратуру внутрь МКС, разобраться и позже повторить ее установку на поверхности станции. Сейчас это сделали, подключили, проверили, убедились, что все работает.
Можно ли это назвать неплановым выходом? Наверное, нет. Но как бы то ни было, любой выход тщательно готовится. Как всегда, у членов экипажа было расписание, циклограмма выполнения выхода, радиограмма по подготовке, фотографии и компьютерная анимация предстоящей работы.
– Это была необычная работа?
– Работа в открытом космосе всегда немножко необычная, ответственная и в меру опасная, поэтому надо быть внимательным и аккуратным и строго выполнять подсказки специалистов из Центра управления полетом. Работа складывается из типовых операций, но поверхность станции снаружи очень сложная, маршрутов перемещения множество, много рабочих мест, поэтому многое нужно помнить.
Сейчас связь во время выхода стала практически постоянная. Конечно, специалисты ЦУПа многое подсказывают, но проблема информационного обеспечения экипажа по-прежнему остается весьма актуальной.
С другой стороны – это интересная работа, которую иногда делаешь просто в удовольствие.
– Когда состоится следующий выход в открытый космос?
– По программе полета следующий выход космонавтов в открытый космос состоится в июне. Он будет связан с подготовкой модуля «Звезда» к стыковке с российским Малым исследовательским модулем МИМ-2. Для того чтобы обеспечить стыковку МИМ-2, нужно зенитный узел служебного модуля «Звезда» дооборудовать аппаратурой, обеспечивающей сближение и причаливание.
– Члены 19-й экспедиции будут выходить в космос уже в новых скафандрах, в чем их отличие от старой модели?
– Принципиальных отличий нет. Все функции, которые выполняет «Орлан-М», способен выполнять и «Орлан-МК». На этой базе сделана небольшая надстройка в виде сервиса, улучшающая условия работы экипажа в этом скафандре. В любой момент можно отказаться от этого сервиса и вернуться к базовой версии «Орлана-М». Речь идет о специальном информационном обеспечении, которое выполняет ряд контрольных функций и подсказок для космонавта во время подготовки его к выходу, проверки оборудования, выполнения штатных процедур и действий в нештатных ситуациях.
Сейчас на борту МКС два новых скафандра («Орлан-МК»). По правилам должно быть три скафандра, готовых к выходу. Третий доставят на следующем грузовом корабле. Очередной выход в космос в июне планируется уже в новых скафандрах.
– А куда денут старые скафандры?
– После доставки на борт МКС «Орлана-МК» старые скафандры подлежат утилизации. В частности, предлагается наполнить их аппаратурой и запустить с МКС в качестве искусственных спутников Земли. Сейчас аппаратура находится в разной степени готовности. Один или два скафандра будут запущены – зависит от готовности аппаратуры и ряда обстоятельств. Для этого надо серьезно потрудиться. Поэтому запуск их в качестве ИСЗ возможен, но не обязателен. Не будем загадывать.
– МКС будет готовиться к приему уже шести космонавтов. Что для этого потребуется?
– В основном уже все сделано. На российском сегменте есть все необходимое для жизни трех человек. На американский сегмент в конце прошлого года доставлено оборудование систем жизнеобеспечения еще на трех человек. Практически все готово для жизни шести человек. Осталось только приехать второй тройке и научиться жить и работать в этих условиях.
– Какие меры будут приняты для эвакуации экипажа в случае нештатной ситуации?
– При нештатной ситуации мы не покидаем станцию. Мы ее можем покинуть только при аварийной ситуации. Аварийных ситуаций три: разгерметизация станции, пожар и токсичная атмосфера. В случае других нештатных ситуаций принимаются адекватные меры и не предусмотрено покидание станции.
На случай внезапного покидания экипажем МКС к станции пристыкованы два корабля-спасателя «Союз» для двух троек. В соответствии с этим будут строиться все процедуры. Основное правило в аварийных ситуациях – это доступ к кораблю, на котором ты спасаешься. Не должно быть закрытых люков на пути в корабль.
– А что изменится в правилах жизни и работы на МКС, когда на станции будет шесть человек?
– Будут проведены определенные организационные мероприятия, в результате которых несколько изменятся правила взаимодействия партнеров. Работа экипажа из шести человек планируется в одну смену. Немного изменятся правила распределения и пользования ресурсами станции, распределения общего интегрированного ресурса, например рабочего времени экипажа, времени, отведенного на выполнение научных экспериментов, общих ресурсов инфраструктуры, таких как информационные каналы, электропитание и прочее.
Это все плановые изменения. С началом полета шести человек на МКС ее строительство заканчивается и начинается второй этап – эксплуатации станции.