Европейцы будут летать на МКС в новых многоразовых кораблях.
Источник: фото из журнала Nature
Несмотря на требования США наказать Россию за «непропорциональное» использование силы в ответ на агрессию Грузии и «неоимпериалистические» амбиции, страны Европы не торопятся следовать призывам из Вашингтона, разрывая отношения с Москвой. Особенно явно это заметно в области совместных космических проектов. Здесь между Европой и Россией царит полное взаимопонимание. И, похоже, политика не властна над интересами науки и выгодой бизнеса. Особенно позитивно отношения складываются у России с Францией – одним из локомотивов Европейского союза и Европейского космического агентства. Москва и Париж не только продолжают сотрудничать по ранее намеченным направлениям в области космоса, но и рассматривают перспективы на будущее.
Одним из наиболее серьезных проектов считается сооружение стартового комплекса для запуска российских ракет «Союз-СТ» на французском космодроме в Латинской Америке – Гвианском космическом центре. Проект выгоден обеим сторонам. Франция, не имеющая ракет среднего класса, получает надежный «Союз», Россия – удобную стартовую площадку в районе экватора. Местоположение космодрома позволяет запускать ракеты «Союз-СТ» с большей полезной нагрузкой, но меньшими затратами топлива, используя эффект вращения Земли. Сама планета словно будет подбрасывать ракету в космос. При этом Гвианский космический центр не составит конкуренции российским космодромам Байконур и Плесецк, из-за того, что они находятся значительно севернее. Зато пуски российских ракет с французского космодрома вероятнее всего отнимут заказы у космодромов других экваториальных стран, обеспечив самарское ЦСКБ «Прогресс», производящее «Союзы», заказами надолго.
Первый контракт на покупку 10 российских ракет в рамках недавно прошедшего в Сочи заседания российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств подписали глава Роскосмоса Анатолий Перминов и глава компании Arianspace Жан-Ив Ле Даль. По мнению главы Российского космического агентства, в среднесрочной перспективе портфель заказов на запуски полезной нагрузки с помощью ракет «Союз-СТ» достигнет двух десятков. Первый пуск с Гвианского космического центра планируется произвести уже в следующем году. Сейчас на космодроме 250 российских специалистов завершают строительные работы.
По словам Жан-Ива Ле Даля, спутники европейской спутниковой навигационной системы Galileo будут выводиться на орбиту российскими «Союзами». Если все пойдет как задумано, европейская система заработает в полном объеме к 2013 году. Сейчас же на орбите находятся только два тестовых спутника. На два года раньше (к 2011 году) планируется довести до 30 спутников российскую систему ГЛОНАСС, которая сейчас не насчитывает и половины необходимых космических аппаратов. Создание российской и европейской систем позволит разрушить американскую монополию на спутниковую навигацию, дав миру еще две системы.
Разработчики системы ГЛОНАСС уже заявляют о готовности проработать вопрос совместимости и взаимодополняемости российской и европейской навигационных систем, а производители навигаторов строят планы по созданию трехсистемных приемников, способных обрабатывать сигналы ГЛОНАСС, GPS и Galileo.
На встрече с представителями российского и французского бизнеса премьер-министр Владимир Путин сообщил, что две страны рассматривают возможность совместной разработки многоразового космического корабля. Он должен прийти на смену летающему уже более полувека российскому кораблю «Союз» и объединить в своем производстве научно-технический потенциал России и Европы.
Судьба проекта находится в руках стран – членов Европейского космического агентства, которые соберутся на свое очередное заседание в ноябре. На нем будет решено, продолжить ли сотрудничество с Россией или разрабатывать свой собственный корабль. В представительстве Европейского космического агентства в России уверены, что решение будет принято в пользу сотрудничества.
Специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» и объединенной Европейской промышленной группы в лице компаний Thales Alenia Space и EADS Astrium при поддержке предприятий ряда европейских стран в течение нескольких лет вели переговоры и рассматривали варианты концепции будущего корабля, выбрав в итоге проект на базе капсулы конического типа. Замораживать сотрудничество, в которое вложено так много средств и сил, никто не намерен, убеждают европейцы. Достаточно сказать, что первый европейский грузовой корабль «Жюль Верн» создан при непосредственном участии РКК «Энергия». Российские специалисты разработали для него стыковочный механизм, системы дозаправки и контроля оборудования.