0
2439
Газета Наука Интернет-версия

22.10.2008 00:00:00

Европейский пропуск на орбиту

Тэги: россия, франция, будущее, орбита


россия, франция, будущее, орбита Европейцы будут летать на МКС в новых многоразовых кораблях.
Источник: фото из журнала Nature

Несмотря на требования США наказать Россию за «непропорциональное» использование силы в ответ на агрессию Грузии и «неоимпериалистические» амбиции, страны Европы не торопятся следовать призывам из Вашингтона, разрывая отношения с Москвой. Особенно явно это заметно в области совместных космических проектов. Здесь между Европой и Россией царит полное взаимопонимание. И, похоже, политика не властна над интересами науки и выгодой бизнеса. Особенно позитивно отношения складываются у России с Францией – одним из локомотивов Европейского союза и Европейского космического агентства. Москва и Париж не только продолжают сотрудничать по ранее намеченным направлениям в области космоса, но и рассматривают перспективы на будущее.

Одним из наиболее серьезных проектов считается сооружение стартового комплекса для запуска российских ракет «Союз-СТ» на французском космодроме в Латинской Америке – Гвианском космическом центре. Проект выгоден обеим сторонам. Франция, не имеющая ракет среднего класса, получает надежный «Союз», Россия – удобную стартовую площадку в районе экватора. Местоположение космодрома позволяет запускать ракеты «Союз-СТ» с большей полезной нагрузкой, но меньшими затратами топлива, используя эффект вращения Земли. Сама планета словно будет подбрасывать ракету в космос. При этом Гвианский космический центр не составит конкуренции российским космодромам Байконур и Плесецк, из-за того, что они находятся значительно севернее. Зато пуски российских ракет с французского космодрома вероятнее всего отнимут заказы у космодромов других экваториальных стран, обеспечив самарское ЦСКБ «Прогресс», производящее «Союзы», заказами надолго.

Первый контракт на покупку 10 российских ракет в рамках недавно прошедшего в Сочи заседания российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств подписали глава Роскосмоса Анатолий Перминов и глава компании Arianspace Жан-Ив Ле Даль. По мнению главы Российского космического агентства, в среднесрочной перспективе портфель заказов на запуски полезной нагрузки с помощью ракет «Союз-СТ» достигнет двух десятков. Первый пуск с Гвианского космического центра планируется произвести уже в следующем году. Сейчас на космодроме 250 российских специалистов завершают строительные работы.

По словам Жан-Ива Ле Даля, спутники европейской спутниковой навигационной системы Galileo будут выводиться на орбиту российскими «Союзами». Если все пойдет как задумано, европейская система заработает в полном объеме к 2013 году. Сейчас же на орбите находятся только два тестовых спутника. На два года раньше (к 2011 году) планируется довести до 30 спутников российскую систему ГЛОНАСС, которая сейчас не насчитывает и половины необходимых космических аппаратов. Создание российской и европейской систем позволит разрушить американскую монополию на спутниковую навигацию, дав миру еще две системы.

Разработчики системы ГЛОНАСС уже заявляют о готовности проработать вопрос совместимости и взаимодополняемости российской и европейской навигационных систем, а производители навигаторов строят планы по созданию трехсистемных приемников, способных обрабатывать сигналы ГЛОНАСС, GPS и Galileo.

На встрече с представителями российского и французского бизнеса премьер-министр Владимир Путин сообщил, что две страны рассматривают возможность совместной разработки многоразового космического корабля. Он должен прийти на смену летающему уже более полувека российскому кораблю «Союз» и объединить в своем производстве научно-технический потенциал России и Европы.

Судьба проекта находится в руках стран – членов Европейского космического агентства, которые соберутся на свое очередное заседание в ноябре. На нем будет решено, продолжить ли сотрудничество с Россией или разрабатывать свой собственный корабль. В представительстве Европейского космического агентства в России уверены, что решение будет принято в пользу сотрудничества.

Специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» и объединенной Европейской промышленной группы в лице компаний Thales Alenia Space и EADS Astrium при поддержке предприятий ряда европейских стран в течение нескольких лет вели переговоры и рассматривали варианты концепции будущего корабля, выбрав в итоге проект на базе капсулы конического типа. Замораживать сотрудничество, в которое вложено так много средств и сил, никто не намерен, убеждают европейцы. Достаточно сказать, что первый европейский грузовой корабль «Жюль Верн» создан при непосредственном участии РКК «Энергия». Российские специалисты разработали для него стыковочный механизм, системы дозаправки и контроля оборудования.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
545
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2269
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1493
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости