Фото Reuters
Правительство Соединенных штатов, похоже, пытается "отыграть назад" остановку программы "Спейс Шаттл". Об этом последнее время говорится все больше. И как подтверждение намерений НАСА и правительства США, этот пункт будущей космической программы особо прописан в "Законодательном документе об определении ассигнований НАСА от 2008 года". 16 октября в Вашингтоне директор НАСА Майкл Гриффин сделал официальное заявление по поводу подписания президентом США этого документа. "Я благодарен президенту за подписание "Законодательного документа об определении ассигнований НАСА от 2008г." Основные положения этого документа подтверждают наличие поддержки Конгресса в реализации широкомасштабных целей президентской программы освоения космического пространства, включая возобновление полетов американских астронавтов на Луну, Марс и другие объекты".
В соответствии с законодательным документом, бюджетные ассигнования НАСА в 2009 финансовом году составят 19,210,000,000 долларов. Из них: 3,886,000,000 долларов выделяется на программы освоения космического пространства (плюс дополнительно 1,000,000,000 долларов на ускорение работ по программе "Созвездие"); 4,932,200,000 долларов - на научные программы; 128,300,000 долларов - на образовательные программы; 6,074,700,000 долларов - на космические операции (включая миссии КК «Шаттл»).
России из этого документа, прежде всего, интересна статья о программе "Шаттл" не только с точки зрения получения выплат за использование "Союзов", но и с точки зрения планирования собственно российской программы пилотируемых полетов к МКС. Напомним, что прения по программе "Шаттл" идут уже не первый год. В апреле текущего года представители НАСА более-менее уверенно говорили о временном переходе на использование российских "Союзов", до тех пор пока новый американский орбитер не будет готов к регулярным полетам на МКС. Действительно, только Россия и США имеют длительный опыт транспортных операций по маршруту Земля – МКС. Именно "Союзы" и "Прогрессы" взяли на себя транспортную нагрузку, когда после катастрофы "Колумбии" НАСА вынуждено было приостановить полеты своих космических кораблей. То есть, намерения США в будущем снова использовать "Союзы" выглядело логичным. Но в августе случился политический кризис, связанный с событиями в Грузии, и в США заговорили о том, что негоже «главной» космической державе кататься на чужих кораблях - потеря, мол, национального достоинства. Что касается России, то мы как в старом анекдоте: "можем возить, а можем и не возить". Тем более, что снова ведутся переговоры по платным полетам на МКС со "Спейс эдвенчерс".
Так что же говорится в документе, подписанном президентом Бушем. "В течение 120 дней после даты выхода данного закона Администратор (НАСА) должен представить в Конгресс доклад, где в основных положениях должны быть указаны варианты, проблемы и затраты на обеспечение безопасной и эффективной работы шаттлов по минимальной норме, необходимой для поддержки операций на Международной космической станции, включая краткосрочное продление (на 1-2 года) и более длительное (3-6 лет) работы шаттлов". Это сообщение должно также включать оценку фиксированных и крайних затрат, расчетную ("включая оценку степени риска вероятности несчастного случая (катастрофы) перед завершением расширенной программы полета шаттла") стоимость модернизации или поддержки безопасности шаттла, средства для последующей программы "Созвездия" и, в дополнение к другим пунктам, "воздействие расширения программы полета шаттла на зависимость Соединенных Штатов от России при спасении экипажа с МКС". Тем не менее, в комментарии к документу председатель Гордон пояснил, что части этого документа, касающиеся шаттлов, не стоит рассматривать как решение Конгресса продолжить полеты челноков. В документе говорится, что окончательно решить судьбу кораблей должен будет новый президент США. То есть НАСА предписывается остановить программу в том случае, если новый хозяин Белого Дома не решит ее продолжать. А свое решение он, видимо, будет принимать на основании того самого пункта, о котором говорилось выше. Так что вопрос будет снова рассматриваться как минимум через 120 дней. Еще до публикации этого документа, представитель НАСА на пресс-конференции в подмосковном ЦУПе подтвердил, что идея продления жизни шаттлов на данный момент актуальна. Также здесь уместно напомнить о том, что Америка отказалась от российских грузовых кораблей «Прогресс» в пользу японской новинки HTV.
А пока Конгресс и президент решают, что делать с челноками, НАСА продолжает их эксплуатацию и┘ убирает один из кораблей со стартовой площадки. Это связано с тем, что операция по ремонту космического телескопа "Хаббл" перенесена предварительно на январь. Сегодня стало известно о том, что проблемы с передачей данных с орбитального телескопа успешно решены. Именно из-за неполадок на "Хаббле" ремонтную миссию пришлось отложить. "Атлантис" пока закатили обратно в ангар, тогда как его "брат" "Эндевор" 14 ноября отправится с плановой миссией на МКС.