14 октября российский космический корабль «Союз ТМА-13» успешно произвел стыковку с Международной космической станцией. Касание двух аппаратов состоялось в 12.26 (мск) – раньше, чем планировалось, на несколько минут. Процедура прошла в штатном автоматическом режиме, и на Земле в подмосковном ЦУПе сопровождалась традиционными аплодисментами.
Между непосредственно стыковкой и открытием люков между станцией и кораблем проходит приблизительно час с небольшим. После чего прибывшие космонавты переходят с борта корабля на станцию. И сразу попадают на сеанс связи с Землей, в котором принимают участие, помимо официальных лиц, родственники тех, кто находится на орбите. Когда в состав стартующего (или приземляющегося) «Союза» входят представители иностранных государств, это несколько оживляет «тусовку». Например, в прошлый раз в центре внимания прессы оказались коллеги из Южной Кореи. На этот раз в ЦУПе было очень много американцев, а на столах стояли вместе российские и американские флаги. Это было связано с тем, что экипаж «Союза ТМА-13» на 2/3 состоит из граждан США. Семья астронавта НАСА Майкла Финча прибыла в Россию чуть ли не в полном составе, включая трех очаровательных отпрысков исследователя космоса, младший из которых еще и говорить-то не умеет. На протяжение церемонии Финк-младший сосредоточенно сосал палец. Детям постарше представилась возможность крикнуть папе «Hi, Dad!» в трубку прямой связи с орбитой.
Второй персоной, привлекшей всеобщее внимание, стал ветеран НАСА Оуэн Гэрриот, который прибыл поприветствовать сына Ричарда, отправившегося в платное космическое путешествие. Здесь же в ЦУПе Гэрриот-старший встретил Волкова-старшего, чей сын возглавляет миссию на МКС. В общем, получилась трогательная встреча космических династий и на Земле, и на орбите. Выступая с приветственным словом, летчик-космонавт Александр Волков обратился к «космическому» руководству с просьбой рассмотреть его кандидатуру на полет, что привело начальство в некоторое замешательство. Казалось, они сразу не поняли, шутит ли Волков-старший или нет по поводу заявки. Космонавт сказал, что находится в хорошей физической форме, и если руководители позволят, то он тоже может полететь на МКС. Инициативу коллеги поддержал Гэрриот-старший. «Вместе полетим!», - сказал астронавт. Тут стало понятно, что космонавты пошутили, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Преемственность на орбите получилась у Роскосмоса - ко всем прочим успехам -довольно привлекательной PR-акцией, которую пресса с удовольствием раскручивает. По крайней мере, в России теперь гораздо больше народу знает, что есть Волков-старший и Волков-младший. Да и вообще интерес к пилотируемым полетам в России, вроде бы, начинает расти. Конечно, до популярности советских космонавтов российским далековато, и здесь очень важна роль тех организаций, которые представляют и подают информацию.
Поддержать "коллег по цеху" из Южной Кореи приехала Йи Сойон, которая была на МКС с миссией посещения полгода назад. Сойон излучала радость и раздавала комментарии налево и направо, которые в целом сводились к тому, что чувствует она себя замечательно и с теплотой вспоминает время, проведенное в России и на МКС. Вопросы о здоровье были не праздными. Известно, что прошлый «Союз» спустился по баллистической траектории. Во время такой посадки экипаж подвергается повышенным перегрузкам. Уже по прибытии на родину, Сойон проходила лечение из-за болей в спине. По крайней мере, так сообщалось в прессе.
День стыковки в Центре управления полетами в г. Королев, пожалуй, наиболее представительное мероприятие. И когда все проходит по плану, официальные лица и гости пребывают в благостном настроении и готовы ответить даже на самые курьезные вопросы журналистов. Но перед темой про космические унитазы, которая на днях снова всплыла благодаря некоторым западным СМИ, говорили о более глобальных проблемах. Кстати, о туалетах. С ними, как сказал глава РКК «Энергия» Виталий Лопота, которого тут же «назначили» ответственным за эту тему, все в порядке.
Как уже писала «НГ», несколько дней назад руководитель РКК «Энергия» посетовал на проблемы, возникшие с финансированием строительства космических кораблей, запланированных к пуску в ближайшее время. Сегодня представители Роскосмоса и предприятий-производителей были менее категоричны, чем ранее. Информация о трудностях с кредитами была в общем-то подтверждена. «Ежегодно привлекаются соответствующие кредиты для того, чтобы предприятия оперативно выполняли свои программы. К сожалению, в этом году кризис случился как раз в тот момент, когда нашему головному предприятию (РКК «Энергия» - НГ) надо было брать кредит. Стоимость кредита в начале года и на данный момент существенно отличается», - отметил заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов. «В Минфине будет создана специальная комиссия, которая будет заниматься вопросами урегулирования взаимоотношений банков, которым оказана господдержка, и ведущими промышленными предприятиями. На первом совещании мы подняли вопрос о финансовом обеспечении всех планов, связанных с МКС. Я думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован», - дополнил коллегу Виталий Лопота.
Следующей темой, которая каждый раз всплывает, как только перед прессой появляется представитель НАСА, стала тема шаттлов. Известно, что скоро американские «челноки» встанут на прикол. И в связи с похолоданием в российско-американских отношениях из-за океана все чаще звучат предложения оставить «шаттлы» в строю до начала пусков нового американского космического корабля. Представитель НАСА Кёрк Шайермен не подтвердил, но и не опроверг ни одну из версий. «Я думаю, - сказал Шайермен, - окончательное решение будет принято после выборов». На днях также прошла информация о том, что НАСА отказалось купить российские «Прогрессы» для перевозки грузов на МКС. Предпочтение американцы отдали японскому грузовику HTV, который, кстати, еще ни разу не летал, в отличие от «Прогрессов» и суперсовременного европейского ATV, который по грузоподъемности сравним с японским аналогом. Этот вопрос был задан представителю НАСА в этот раз, но он, казалось, его не заметил. Американцев продолжает волновать проблема безопасности «Союзов». Имеется в виду два прошлых баллистических спуска. Но здесь российские руководители космической программы не сказали ничего нового. Окончательные выводы могут быть сделаны, когда сядет «Союз ТМА-12» и привезет демонтированный пиропатрон, который и стал виновником сваливания кораблей на баллистическую траекторию. День посадки «Союза ТМА-12» будет, пожалуй, наиболее волнительным мероприятием, нежели старт и стыковка, для всех участников программы на МКС. Спуск с орбиты «Союза ТМА-12» назначен на 24 октября.