Летнее затишье в космосе закончилось, и космические державы дружно с новыми силами рванули в космос. Помимо различного рода спутников, запуски которых проходят регулярно, активизировались пилотируемые программы и деятельность, связанная с МКС.
Осенние космические старты открыл вчера Китай, отправив на орбиту трех космонавтов сроком на три дня. Экипаж «Шэнджоу-7» выполнит задачи по выходу в открытый космос и запуск искусственного спутника. Миссия короткая – всего три дня, но, по словам китайских «космических» чиновников, этим полетом закладывается основа строительства китайской орбитальной станции.
Пока Китай догоняет мировое сообщество на орбите, страны–члены проекта МКС тоже не собираются сидеть сложа руки. Четыре основных агентства – Роскосмос, ЕКА, НАСА, Джакса - обнародовали свои планы по МКС и пилотируемым запускам на период до двух лет.
Российское космическое агентство планирует увеличить, по сравнению с прошлыми годами, количество запусков пилотируемых «Союзов» с двух до четырех в год, параллельно прикрывая «туристические» поездки на орбиту. По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, это делается в связи с тем, что увеличивается транспортная нагрузка по обеспечению МКС. Однако сейчас внимание приковано больше к самому ближайшему запуску. 12 октября на орбиту отправится «Союз ТМА-13», а через 10 дней после этого состоится посадка запущенного весной «Союза ТМА-12». Причем посадка будет, может быть, даже более волнительна, чем старт, поскольку до конца не снята проблема сваливания корабля на баллистическую траекторию. Как пояснил глава Роскосмоса на традиционном чаепитии с космонавтами 24 сентября, комиссия выяснила причину неполадок, и в тринадцатый «Союз» внесены необходимые конструктивные изменения. Однако 12-й «Союз» на орбите пришлось вскрыть и проверить. Анатолий Перминов сообщил, что экипаж «Союза ТМА-13» тоже будет выходить за пределы станции, и он не исключил возможности новой проверки корабля на орбите. «Мы сняли приропатрон, и прибывающий экипаж доставит его нам для изучения», - сказал глава Роскосмоса на встрече с журналистами в тот же день.
В начале сентября было принято решение об увеличении финансирования российской космической отрасли почти в два раза, особой строкой там прописана система ГЛОНАСС. Комментируя этот пункт, Анатолий Перминов сказал, что это не дополнительное финансирование по ГЛОНАССу, а то, «которое мы и должны были получить». 25 сентября состоялся очередной пуск ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками навигационной системы. Как сообщается, аппараты успешно выведены на орбиту и взяты на управление.
Также в начале текущего месяца Россия продала европейцам десять ракет-носителей «Союз». Комментируя эту сделку с европейским оператором «Арианспас», Анатолий Перминов отметил, что контракты на запуск из Гвианы (космодром ЕКА) уже заключаются, несмотря на то что стартовая площадка для «Союзов» там еще не готова. В настоящее время речь идет о договоренностях на 15 кораблей. Этот вопрос по просьбе НГ прокомментировал глава официального представительства Европейского космического агентства в России г-н Кристиан Файхтингер. «В настоящее время работы по монтажу старта ведутся очень активно, и первый пуск запланирован уже на следующий год. Что касается приобретенных ракет-носителей, то они будут изготавливаться в Самаре, доставляться по морю на космодром и уже в Гвиане будет производиться интеграция со спутниками».
Что касается планов ЕКА на работу в составе МКС, то г-н Файхтингер назвал прежде всего отправку европейского астронавта на орбиту в мае будущего года в качестве члена постоянной экспедиции на МКС. Им будет опытный Франк де Вин, который будет возглавлять экипаж станции. В ЕКА делают особый упор на то, что ЕКА стало полноценным партнером по станции, присоединив научный модуль «Коламбус» и запустив первый европейский грузовик «Жюль Верн». Кстати, Франк де Вин отправится на МКС на российском «Союзе». В планах на ближайшее время – самое обширное использование европейского научного модуля, также в Бремене ведутся работы по строительству следующего грузового корабля, пуск которого намечен на 2010 год.
В связи с усложнением международных отношений между, пожалуй, главными партнерами по космосу - Россией и США - главой Роскосмоса было сделано соответствующее официальное заявление. В нем говорится, в частности, о том, что сотрудничество по космическим программам было и будет продолжаться, несмотря на осложнения, связанные с российско-грузинским конфликтом и позициями, которые заняли Россия и США по отношению к этому конфликту. «Космос никогда не занимался политикой, нас никогда не втягивали в политику так, как в этом году. Надо отдать должное и главе НАСА, и Роскосмосу: мы всячески уходили от каких-то жестких оценок политической жизни общества, считая, что наша задача – сотрудничество. С российской стороны всегда была полная поддержка проекта МКС, и в трудные минуты мы всегда помогали, например, когда на Россию в течение двух лет легла задача по обеспечению МКС. Мы благодарны американской стороне, что они тоже это понимают. Сейчас ведутся переговоры по большой программе уже после 2011 года на срок до 2014 года и дальше. Что бы тут на Земле ни творилось, МКС должна функционировать».
Что касается сотрудничества с США, то тут все более-менее понятно. В опубликованном НАСА плане стартов видно, что шаттлы будут постепенно выводиться из эксплуатации, несмотря на заявления некоторых политиков за океаном, что неплохо было бы продлить жизнь этой космической программы, чтобы не зависеть от России. В ближайшие недели шаттлам предстоит сложная задача по ремонту орбитального телескопа. Как сообщает НАСА, пуск перенесен на несколько дней в связи с неблагоприятными погодными условиями.
А вот что касается совместного с ЕКА строительства нового пилотируемого корабля, то тут четкой ясности на государственном уровне пока нет. Тем не менее, подготовительные работы ведутся, и в ноябре европейские министры рассмотрят предложения ЕКА по сотрудничеству с Россией. Как сказал глава официального представительства Европейского космического агентства в России г-н Кристиан Файхтингер, «мы будем активно продвигать этот проект». Остается надеяться на то, что политические разногласия не станут препятствием перспективному проекту, нужному не только ЕКА, но и России, поскольку обновление модельного ряда пилотируемых орбитальных кораблей актуально не только для США. Не секрет, что принципиальная конструкция нынешних «Союзов» разрабатывалась еще С.П. Королевым в прошлом веке.