Сегодня, 11 июля, Российский Центр Управления космическими полетами рапортовал об успешном завершении операции по выходу космонавтов Сергея Волкова и Олега Кононенко за пределы Международной космической станции для проведения ремонтных работ на поверхности космического корабля "Союз ТМА-12".
Побудительной причиной операции на «теле» «Союза» стали повторившиеся дважды подряд баллистические спуски кораблей серии ТМА на Землю. Первой и, вероятно, главной задачей работ в открытом космосе был осмотр и расстыковка одного из пяти замков, соединяющих спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек корабля "Союз ТМА-12". В ходе работ космонавты изъяли из замка пиропатрон, чтобы позже отправить его на Землю для исследования. Считается, что именно из-за проблем разделения спускаемого и приборного отсеков «Союза» посадка корабля происходила по баллистической траектории, что увеличивает перегрузки при приземлении. Космонавтам не хватило времени, чтобы выполнить вторую задачу - установить на переходном отсеке служебный модуль "Звезда" мишени для обеспечения стыковки с российским исследовательским модулем, запуск которого на орбиту планируется осуществить в следующем году. Эту задачу им предстоит выполнить во время второго выхода в космос, который состоится в ночь с 15 на 16 июля. Как сообщает пресс-центр ЦУПа, продолжительность работ в открытом космосе С.Волкова и О.Кононенко составила 6 часов 18 минут.
Проведенная операция по изъятию пиропатрона была в своем роде уникальной. Впервые работы по выходу в космос проводились на поверхности «Союза», а не МКС. "Еще никогда экипаж не работал за бортом станции именно на корабле "Союз", они всегда работали на поверхности станции", - заявил журналистам отец российского космонавта Сергея Волкова бывший космонавт Александр Волков. Он также пояснил, что на поверхности "Союза" нет специальных узлов для фиксации космонавтов, поэтому им пришлось установить поручень, чтобы закрепиться на его поверхности и подобраться к месту расположения замка с пиропатроном. Космонавт также выразил обеспокоенность в связи с возникшей с «Союзами» проблемой. "Корабли "Союз" внешне остались такими же, но начинка изменилась - появились новые компьютеры, приборная доска. Принципы управления кораблем остались прежними, только перешли на более высокий уровень. У старых "Союзов" проблем с пироболтами не было. Я беседовал с инженерами, космонавтами, которые сейчас работают в ракетно-космической корпорации "Энергия", и они говорят, что никаких изменений в конструкцию корабля не вносилось. Это еще больше настораживает», - цитирует Волкова агентство Интерфакс-АВН.
Приходится часто читать подробнейшие отчеты о работах американских космонавтов за пределами станции, и очень редко выпадает шанс узнать подробности выхода, да и вообще работы наших космонавтов. Сообщения наших агентств зачастую скупы на мелочи, но именно мелочи порой демонстрируют то, как выполнялась работа и с какими трудностями столкнулся экипаж, или наоборот, насколько успешно все прошло. Например, по словам обозревателя Space.com, наших космонавтов не покинуло здоровее чувство юмора, даже когда возникла задержка при налаживании крепежного поручня для работы на «Союзе». Напомним, что на нашем корабле буквально не за что зацепиться. Грэг Шамитофф – третий член экипажа МКС – во время выхода своих коллег за пределы станции по соображениям безопасности находился в спускаемом аппарате. «Можно по ходу работ попугать Грэга через окно», - сказал один из космонавтов. Кононенко первым добрался до «Союза» и не обнаружил никакого критического повреждения. Далее космонавты сделали несколько снимков и приступили к операции. Кононенко использовал зазубренный нож, чтобы вскрыть изоляцию корабля. Аналогия с хирургическим вмешательством была очевидна, видимо, поэтому космонавт сказал: «Нам жаль корабль». «Мы его не ломаем, а лечим», - поддержал коллегу командир Волков. Потом уже серьезно напомнил напарнику об осторожности при работе с ножом. Космонавты использовали не только нож, но и другие инструменты, например плоскогубцы, названные «Зубами динозавра». В определенный момент пришлось даже применить силу для удаления кольца электрического захвата. Финальный момент работы – изъятие самого пиропатрона. Этим занимался Сергей Волков, используя торцевой ключ. Демонтаж пиропатрона – опасная манипуляция, поскольку он взрывоопасен. 10 оборотов ключа потребовалось, чтобы изъять патрон. «Слава Богу, достали!», - сказал один из космонавтов. По окончании процедуры, ЦУП назначил пятиминутный отдых перед возвращением на станцию.
В общем, мы вполне можем радоваться и гордиться за наших парней на орбите не меньше, чем это делают наши партнеры-американцы. Уникальный экипаж «нового поколения» успешно решил сложную задачу. Теперь специалистам на Земле предстоит еще поработать над тем, чтобы "Союз ТМА-12" совершил плановую мягкую посадку без срыва на баллистический спуск, что, вероятно, успокоит американцев, планирующих полеты на «Союзах» после 2010 года.