Космический аппарат ATV был спроектирован в Европе прежде всего для доставки грузов на орбиту.
Фото Алисы Калининой.
В конце мая Россия и Европейское космическое агентство (ЕКА) утвердили предварительный план по совместной работе над постройкой нового пилотируемого корабля. О перспективах проекта и в целом о российско-европейском сотрудничестве в космической отрасли рассказывает официальный представитель ЕКА в России г-н Кристиан Файхтингер.
– Господин Файхтингер, расскажите, пожалуйста, с какого времени можно говорить о совместной работе России и ЕКА?
– Сотрудничество между Россией и Европейским космическим агентством идет достаточно давно. Сначала это были отдельные контакты в основном на уровне Академии наук по отдельным проектам. Одним из наиболее ярких примеров сотрудничества в то время стал проект по изучению кометы Галлея. Свои спутники послали и российская сторона, и европейцы. В рамках этого международного проекта данные с российского спутника были использованы при коррекции траектории европейского аппарата.
В 90-е годы сотрудничество сосредоточилось уже на пилотируемых программах. СССР в то время располагал орбитальными станциями «Салют», а позже «Мир». В 1994 году состоялся первый полет космонавта из отряда ЕКА немца Ульфа Мербольда на станцию «Мир». Полет длился около месяца. В 1995 году космонавтом ЕКА Томасом Райтером был выполнен первый длительный полет также на станцию «Мир». В течение этого полета состоялись два выхода в открытый космос.
Уже в то время было ясно, что предстоит создание международной космической станции и что Россия будет участвовать в этом проекте вместе с ЕКА, НАСА, Японией и Канадой. Стыковки шаттлов и станции «Мир» положили начало совместных масштабных пилотируемых полетов.
Что касается настоящего момента, то в этом году наше сотрудничество становится качественно иным. Это связано с успешной стыковкой модуля «Коламбус» и благополучным полетом грузового космического корабля ATV «Жюль Верн». Теперь мы стали полноправными партнерами по станции. У нас есть свои обязательства и свои ресурсы, то есть мы имеем право на определенный процент всех ресурсов, которые есть на станции, что позволит регулярно посылать космонавтов ЕКА на орбиту и более углубленно проводить научные эксперименты. Это открывает новые возможности по сотрудничеству, в том числе и с Россией.
Вообще последние годы были очень насыщенны нашей совместной работой. Корабль ATV стыкуется с российским служебным модулем МКС «Звезда». Для успешного осуществления такого проекта требовалась очень тщательная и длительная подготовка. ЕКА работала над этим почти 10 лет. Стыковка на орбите – чрезвычайно сложная и опасная операция, требующая надежной работы всех систем, в том числе и на уровне совместимости. Для этого на ATV установлены некоторые российские системы, например – системы стыковки и дозаправки. Успешное прибытие ATV на международную станцию в апреле этого года – результат работы тысяч людей и в Европе, и в России. Мы тесно взаимодействовали с Роскосмосом, РКК «Энергия», ЦУПом, ЦПК имени Гагарина. В наше общее дело все внесли свой вклад.
– На недавней выставке в Германии ЕКА представило макет пилотируемого модуля ATV Evolution. Была ли заложена в проект ATV вероятность использования его в качестве пилотируемого корабля?
– Я вас немного поправлю. На выставке был совместный павильон ЕКА и немецкого космического агентства DLR. Показанная капсула была инициативой DLR и компании-производителя Astrium. В Европе проводится множество разных исследований, проектов и разработок. И ATV Evolution – один из исследовательских проектов, который проводился немецкой компанией Astrium в отношении того, как мы можем дальше развивать успешный проект грузового корабля. ATV изначально проектировался как корабль для доставки грузов. Надо понимать, что существуют разные задачи. Одна из них – доставка на орбиту топлива, воды, газов и сухих компонентов. Другая задача – возврат со станции чего-либо, например, результатов экспериментов, а также доставка и возврат экипажей.
Если смотреть на эти три задачи, то ATV был спроектирован для выполнения первой из них – доставки грузов. Но в данной ситуации логично рассмотреть варианты расширения возможностей корабля для выполнения и других задач.
– Как вы можете прокомментировать последний документ о сотрудничестве между Роскосмосом и ЕКА, ведь он тоже касается постройки пилотируемого корабля.
– В 2005 году на заседании совета ЕКА на уровне министров стран – участниц агентства ЕКА получило мандат на проведение исследовательских работ по возможным вариантам совместного создания пилотируемого транспортного корабля. Именно с этого момента ЕКА вместе с Россией проводит конкретные исследовательские работы в этом направлении.
Не секрет, что этот проект начался очень тяжело. Это объективная ситуация, связанная с разными подходами и разными возможностями сторон. И цели в создании кораблей тоже довольно разные. Хочу напомнить, что несколько лет назад Россия продвигала свой проект крылатого космического корабля «Клипер» для полета на околоземные орбиты. За три последних года ЕКА и Роскосмос, а также европейские компании и с российской стороны РКК «Энергия» выполнили большой объем работ для определения целей. То есть надо было ответить на вопросы: куда мы хотим лететь? С кем мы хотим лететь? Какую миссию будет выполнять корабль? И уже потом возникает вопрос о том, как это надо делать.
За последние полгода была проведена большая работа в этом направлении. Мы определились с целью. Корабль должен быть способен не только достичь околоземной орбиты, но и совершить полет к Луне. Мы определились также с количественным составом экипажа (до шести человек) и с некоторыми требованиями по поводу ракеты-носителя. Но самое главное – мы определились с принципом конструкции нового корабля.
Рассмотрев разные варианты и крылатых, и капсульных схем мы остановились на последней. И тот внутренний документ, о котором идет речь, в рабочем порядке отражает наш совместный план рассмотреть постройку корабля по капсульной схеме. Также фиксировались требования совместимости по запускам, как с европейского космодрома «Куру», так и с российского. Ракета должна быть способна выводить на орбиту груз до 18–20 тонн и предназначаться для пилотируемых полетов. Существующий российский носитель «Союз» этого сделать не сможет, следовательно, потребуются модификации или новые проекты. Российская сторона сейчас работает над этим вопросом. Это также, я думаю, связано с новым космодромом («Восточный». – «НГ»).
– То есть речь идет именно о российском носителе и вариант «Ариана-5» не рассматривается?
– Мы договорились, что первые пуски будут выполнены российской ракетой. Но будущий корабль должен быть совместим и с европейским носителем. Однако на сегодняшний день «Ариан-5» не приспособлен для запуска пилотируемых кораблей, то есть требуется его адаптация для этих целей. Доработки потребует также и космодром. Но на фазе эксплуатации корабля планируется использовать и российский носитель, и носитель ЕКА «Ариан-5».
Далее, мы пришли к единому мнению о разделении ответственности с учетом прошлого опыта работы россиян и европейцев в космосе. Для ЕКА было бы логично взять на себя работы по созданию служебного/двигательного отсека с учетом успешного опыта разработки для ATV. Россия в свою очередь имеет огромный опыт в создании капсул. Однако каждая из сторон будет также участвовать в разработках и отсеков другой стороны. Такой корабль, конечно, надо и проектировать вместе. Для этого нужна совместная инженерная группа, которая будет рассматривать вопросы в комплексе.
Я хочу особо отметить, что на данный момент цель проведения всех этих работ, исследований и переговоров – представление базовых предложений со стороны ЕКА для совета на уровне министров государств, входящих в ЕКА. Заседание совета состоится в ноябре текущего года, и мы хотели бы выйти с предложением проекта нового совместного пилотируемого корабля. С российской стороны тоже, я думаю, требуется одобрение такого рода сотрудничества. И если будет дано «добро», то уже можно будет говорить о развертывании проекта в ближайшие годы.
– Недавно прошла информация о том, что ЕКА объявило о наборе в отряд космонавтов для полета на Луну. Это правда?
– Правда в том, что ЕКА производит набор в отряд космонавтов. Программа эта сейчас открыта, и граждане всех стран – участниц ЕКА имеют возможность подать заявку и постараться попасть в последнюю группу, из которой потом будет производиться окончательный отбор кандидатов на полеты в космос. Но нет специальной отборочной программы для полета на Луну или Марс. Профессия космонавта в данном случае универсальна. Если сейчас мы летаем и готовим космонавтов к работе на МКС, то в недалеком будущем возможны полеты и на Луну.
– Уже очень близкое прекращение полетов американских кораблей многоразового использования изменит способы доставки экипажей на МКС. Вероятно, что космонавты ЕКА будут летать на станцию, используя российские «Союзы». Идет ли на данный момент проработка этого вопроса сотрудничества?
– Конечно. Все партнеры МКС находятся в постоянном контакте относительно всего спектра вопросов. Выведение шаттлов из парка транспортных кораблей создает определенные трудности для партнерства, потому что российские «Союзы» будут единственными кораблями, которые смогут осуществлять доставку экипажа. Учитывая роль НАСА как интегратора по МКС, на американское агентство будет возлагаться главенствующая роль и ответственность договориться со всеми партнерами, в том числе и с Россией, о том, как будет осуществляться обслуживание станции во время отсутствия американских кораблей.
– Значит ли это, что этот вопрос ЕКА будет решать через НАСА, а не напрямую с Роскосмосом?
– Я бы не стал именно так формулировать. Партнерство по станции предусматривает всесторонние контакты. Но существуют четкие обязательства как российской стороны, так и американской. Раз обязательства НАСА перед ЕКА по доставке космонавтов на МКС временно не могут быть исполнены, следовательно, они должны найти альтернативные варианты и вести переговоры, например, с Россией.
Доставка экипажей не единственная проблема, связанная с прекращением полетов американских кораблей. Речь идет о задачах по доставке и возврате грузов с орбиты, которые сейчас выполняют шаттлы. Здесь наряду с российскими «Прогрессами» будет использоваться европейский ATV и строящийся японский транспортный корабль.
– В последнее время США широко рекламируют свои планы полетов на Луну и Марс. Можно ли говорить, по вашему мнению, о новом космическом буме, аналогичном подъему космонавтики в 60-х, 70-х годах прошлого века?
– Очень хотелось бы это видеть! Если говорить о буме, то я думаю, мы стоим на его пороге. Но надо сказать, что космические исследования, а тем более масштабные проекты стоят очень дорого. Сегодня финансовая сторона играет очень большую роль и во многом определяет необходимость сотрудничества. На данный момент почти ни одна страна в одиночку не сможет пойти на расходы по финансированию масштабных космических проектов.
– Можно ли говорить, что Китай составляет исключение? У них ведь есть свои разработки, опыт, носители и пилотируемые корабли. Но КНР не принимает участия в таких масштабных международных проектах, как, например, МКС.
– Как я понимаю, Китай прикладывает очень большие усилия, чтобы стать признанной космической державой, в том числе и как третья страна после России и США, способная самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты. Хотелось бы, чтобы подобный энтузиазм присутствовал и в Европе, чтобы не отстать от ведущих держав. Расходы на космос очень велики, но они необходимы, если мы хотим делать новые открытия, совершенствовать технологии и двигать человечество вперед по пути прогресса.