Проект нового американского лунного корабля CEV.
Источник: bambam131.com
Россия имеет необходимые технологии и подготовленные кадры для удержания в ближайшие десятилетия лидерства в космической области. Ее космической программе не хватает только должного финансирования, по объемам которого Россия занимает шестое место в мире, уступая практически всем космическим державам, кроме Индии.
Имея аналогичный с США спектр направлений космической деятельности, Россия вкладывает в эту область в 14 раз меньше средств, чем Америка, – 1,34 млрд. долл. против 18,82 млрд. долл. (по данным за 2007 год). После этого неудивительно, что именно американские марсоходы бороздят поверхность Красной планеты, а завершение строительства российского сегмента Международной космической станции (МКС) откладывается на пять лет.
Годовой бюджет всей российской космической программы чуть больше половины суммы, вложенной Россией за десять лет в строительство своего сегмента МКС. Для сравнения: США затратили на свой сегмент 100 млрд. долл.
Отсутствие должного финансирования стало причиной того, что вместо запланированных девяти, в состав МКС сейчас входит только три российских модуля. Один из них (модуль «Звезда») – ключевой модуль станции, с которого началось ее строительство. «Звезда» вырабатывает 5 кВт электроэнергии, которой едва хватает на поддержание функционирования основных систем российского сегмента станции. Недостающую энергию приходится покупать у американцев, на сегменте которых смонтированы две 80-метровые солнечные батареи, вырабатывающие в сумме около 100 кВт энергии.
В 2009 и 2010 годах на МКС Россия планирует ввести два малых исследовательских модуля, в 2011 году многофункциональный лабораторный модуль, а затем добавить новые стыковочные порты и энергетические модули. Обеспечить необходимый энергетический ресурс и завершить строительство российского сегмента станции намечается к 2015 году, то есть к тому моменту, когда... истечет ресурс ее эксплуатации. Собственно на научные исследования, ради которых создавалась станция, времени не остается.
Первая космическая держава в области финансирования космических программ отстает не только от своего некогда главного конкурента – США, но и от «космических» новичков – Европейского космического агентства, Китая, Японии и Франции. Космические агентства этих стран, сосредоточившись на узком спектре услуг, например на создании и запусках коммерческих спутников, расходуют на космос около 2–3,5 млрд. долл. в год. Вкладывая эти средства в отдельные области, они и прибыль получают большую, нежели их коллеги в России.
Отечественная ракетно-космическая промышленность производит ежегодно продукции на 14,8 тыс. долл. в расчете на одного рабочего, в то время как в Европе этот показатель равен 126,8 тыс. долл. Лишь Индия пока отстает от России, затрачивая на космос чуть меньше одного миллиарда долларов. Однако при текущих тенденциях день, когда и она окажется впереди, видимо, не за горами.
Некогда Россия (СССР) занимала первое место в области освоения космоса, и казалось, что ничто и никто не в силах скинуть ее с космического олимпа. Сейчас, имея за плечами богатейший опыт создания космических аппаратов, надежные ракеты, наиболее загруженный запусками космодром «Байконур», Россия занимает менее 1% рынка космических услуг рынка, который, по оценкам экспертов, колеблется в пределах 170–200 млрд. долл. в год. И с каждым годом российский процент только падает.
«У нас твердая перспектива до 2020 года сохранить лидерство в космической отрасли. Главная задача для России и в последующем – сохранить лидирующее место и обеспечить независимость космической отрасли от других государств», – заявил недавно руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, не забыв напомнить, что для обеспечения лидерства нужны деньги.
По его словам, из-за хронического недофинансирования «просело» дистанционное зондирование Земли. Доля России на этом рынке составляет всего 8%. Недофинансированием объясняется и то, что российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС все еще не действует в полном объеме. До 2005 года финансирование работ по созданию орбитальной группировки и наземного сегмента системы ГЛОНАСС было в два раза ниже необходимого. Неудивительно, что и количество работающих на орбите спутников стремится к половине от намеченного программой. Однако, уверен глава Роскосмоса, при достаточном финансировании система может заработать к 2010 году.
За год до этого у Роскосмоса, вероятно, закончится один из источников дополнительного заработка. В 2009 году прекратятся полеты космических туристов на российских пилотируемых кораблях. Из-за увеличения экипажа МКС до шести человек на кораблях «Союз» просто не останется места для «лишнего» пассажира. Таким образом, российский космос лишится дополнительных денежных вливаний в размере 50 млн. долл. в год.