Компания Virgin Galactic, занимающаяся космическим туризмом, презентовала свою программу для россиян. Среди 250 первых претендентов на полет – девять наших соотечественников. Билет в ближний космос не дешев – 200.000 долларов США. Эта сумма гораздо меньше той, что просят за полет на МКС, но и содержание путешествия не идет ни в какое сравнение с полетом на настоящую орбиту.
Устроители обещают своим клиентам полет на высоте 100 км над землей. Для сравнения: полет обычного реактивного лайнера проходит в среднем на высоте 10 км, сверхзвуковой «Конкорд» летал в 22 км над землей. После коррекции орбиты 19 июня расстояние между МКС и поверхностью Земли составляет 345,6 км. Таким образом, 100 км – это уже не просто полет на самолете, но еще и не совсем космос, хотя и туристический корабль и МКС летают в пределах ионосферы Земли, которая начинается с высоты 80-90 км и заканчивается примерно в 800 км от поверхности планеты.
Virgin Galactic уже начала собирать с пассажиров деньги, обещая начать «катать» в космос уже в 2010 году. Дата первого страта держится в секрете. Тем не менее, к трапу космического корабля SpaceShipTwo выстроилась очередь в 85.000 человек, из которых 250 уже полностью или частично оплатили полет. «Ведомости» обращают внимание на то, что продукция компании Scaled Composites еще не прошла необходимую сертификацию для полетов с пассажирами на борту. Однако это не останавливает желающих воспользоваться интересным предложением и купить билет заранее. В списке очередников есть уже и наши сограждане. Совладелец «Евросети» Тимур Артемьев сообщил, что вместе с женой зарегистрировался в очереди на полет под № 31 и 32. Сначала бизнесмен хотел лететь в одиночку, но потом купил билет и для своей жены. "Надеюсь, что мы станем первой семейной парой в космосе", - сказал Артемьев. Бизнесмен Игорь Куценко сообщил на пресс-конференции, что зарезервировали еще два места на случай, если кто-либо из друзей решит тоже полететь. Его коллега по бизнесу - 38-летний Сергей Тяглов сказал "Интерфаксу-АВН": "Предложение Игоря я воспринял с опасением, ведь можно не вернуться, но слетать очень хочется. Интересно же". Как пояснил И. Куценко, он, его друг С. Тяглов и 55-и 57-летние родители бизнесмена прошли предполетные тесты в США и признаны годными к суборбитальному полету.
Коммерческие старты планируется производить с частного космодрома в штате Нью-Мексико (США). «SpaceShip Two» будет выводиться на орбиту с помощью носителя «WhiteKnightTwo» ("Белый Рыцарь Два") с размахом крыльев в 42 метра (почти как у бомбардировщика Б-29). Корабль рассчитан на шесть пассажиров и двух членов экипажа. Четыре мощных двигателя Pratt and Whitney PW308A, установленные на самолете-носителе, доставят «SpaceShip Two» на десятикилометровую высоту, где произойдет отделение носителя, корабль продолжит полет к верхним слоям атмосферы и пересечет условную границу между атмосферой и космосом. «SpaceShip Two» рассчитан на два полета в день, а носитель – на четыре. Барт Рутан - идеолог «частного космоса» и глава компании-разработчика самолета – сказал на презентации корабля в январе этого года: «Это не маленькая программка, чтобы поразить чье-то воображение. Наша фирма может поставить на рынок 40 кораблей и 15 носителей в течение 12 лет». По словам главного администратора «Virgin Galactic» Уилла Уайтхорна, салон космического корабля похож на салон самолета бизнес-класса «Гольфстрим». Пассажиры смогут наблюдать за полетом через широкие (46 см) окна. В программу каждого полета будет также входить несколько минут невесомости. «Совершенно ясно, раз вы летите в космос, то собираетесь посмотреть виды», - заметил г-н Уитерхон.
Коммерческий директор компании Virgin Galactic Стивен Аттенборо отвечая на вопрос "Интерфакса-АВН", сказал: "Довольно рано мы поняли, что Россия будет являться довольно благоприятным рынком для Virgin Galactic. Это вызвано тем, что Россия - одна из передовых стран в освоении космоса". Вероятн, г-н Аттенборо в курсе, что в России тоже началось движение в сфере кратких экскурсий в космос. Как уже сообщала НГ, некая частная фирма заказала Экспериментальному машиностроительному заводу имени Мясищева (ЭМЗ) проект ракетоплана для суборбитальных туристических полетов. Космический корабль рассчитан на двух пилотов и 14 туристов. В дальнейшем количество пассажирских мест может быть увеличено. Космический корабль будет крепиться «на спину» самолета-носителя. В его качестве планируется использовать транспортный самолет 3М-Т. Программа создания авиационно-космической системы (АКС) с модулем КМ-91 рассчитана на 3,5–4 года. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составит около 15–20 млрд. руб.