В последнее время в связи с планами «возвращения» США на Луну, а также интересом, проявленным к ней космическими «новобранцами» типа Китая, Японии и Индии, в России появились опасения относительно возможности каких-либо стран распространить на Луну свой суверенитет. Так, главный специалист РКК «Энергия» доктор технических наук Олег Цыганков, не исключает появления «политической карты» Луны и возникновения на Селене межгосударственных правовых проблем (см. «НГ» от 09.04.08).
У подобных страхов нет оснований. Как известно, в 1967 году главные космические державы – СССР, США и Англия подписали и ратифицировали Договор о космосе. Затем их примеру последовали десятки стран, включая Японию, Индию и Китай. Данный договор запрещает распространение суверенитета какого-либо государства на космическое пространство, в том числе Луну и прочие небесные тела.
Причем суверенитет нельзя ни провозгласить de jure, ни установить de facto путем простого занятия или освоения части территории небесного тела. Любое государство может исследовать и использовать Луну, но деятельность эта, согласно договору, не должна препятствовать другой стране делать то же самое, или, другими словами: «Луну можно эксплуатировать, но нельзя экспроприировать».
Есть, правда, в договоре о космосе от 1967 года лазейка: все налагаемые им запреты и ограничения относятся лишь к государствам, но не к частным лицам или компаниям. ООН попыталась исправить данный недочет в другом документе – так называемом Договоре о Луне от 1979 года, который, в частности, запрещал эксплуатацию Селены (и других небесных тел) как коммерческим организациям, так и отдельным гражданам, если не будут соблюдены два ключевых условия. Первое – данная эксплуатация должна быть одобрена другими государствами, а второе – она должна пойти им на пользу.
Ни одна из держав, активно занимающихся исследованием и освоением космоса, включая США, Россию, Китай, Индию и Японию, к этому договору не присоединилась, что сделало его фактически недействующим. Одна из причин – нежелание связывать себе руки в вопросах будущей колонизации планет, которая наверняка повлечет за собой эксплуатацию и будет связана с эксплуатацией их природных ресурсов и, возможно, станет осуществляться с привлечением частного бизнеса.
Свою роль в поддержание страхов о возможном опоздании к разделу лунного пирога вносит американский предприниматель Деннис Хоуп. Именно он первый воспользовался вышеупомянутой лазейкой в договоре от 1967 года и основал в 1980 году организацию под названием «Лунное посольство». За цену, не превышающую 22,5 долл., любой человек может приобрести у «посольства» акр (0,4 гектара) поверхности Луны, Марса, Меркурия, Венеры или спутника Юпитера Ио.
Продаются части и большего размера, вплоть до «континентов» площадью 2 133 096 га за сумму 5 млн. долл. А за 250 тыс. долл. можно целиком приобрести Плутон. По словам Хоупа, он продает около 1500 участков на Луне в день, выручив к настоящему времени уже около 9 млн. долл. за торговлю лунной недвижимостью. Его предпринимательские способности были отмечены даже рядом наград Республиканской партии США за успехи в бизнесе.
Однако вся эта продажа собственности на небесных телах относится к разряду курьезов, которые по цене трех обедов в «Макдоналдсе» готовы оплачивать люди, желающие внести в свою жизнь элемент чего-то необычного. Никакое «Лунное посольство» не может гарантировать человеку, приобретшему участок на Луне или на другом небесном теле, право собственности на этот участок. Подобную гарантию может дать только государство, но лишь в том случае, если распространит свой суверенитет на данные тела, а это запрещается договором от 1967 года.
Зыбкую юридическую основу своего бизнеса понимает и сам Хоуп, а потому тщательно избегает продажи участков на Луне или на Марсе, где могут находиться исследовательские аппараты, запущенные туда какими-либо государствами (включая места посадки «Аполлонов»), или же какие-либо особенности рельефа, привлекшие к себе внимание ученых (например «лицо» на Марсе).
«Лунное посольство» также отклонило предложение продать за 3 млн. долл. околополюсную часть Луны, где, возможно, когда-нибудь появится база НАСА. Причина подобной осторожности кроется в нежелании раздражать государства, которые пока сквозь пальцы смотрят на «шалости» Хоупа, но которые в любой момент могут прикрыть его «Лунное посольство», если оно станет создавать им проблемы в деле исследования и освоения космоса.