Источник: «Доклад о развитии человека 2007–2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире», ПРООН, М., 2007
Изменение климата – глобальная проблема. 100-тысячный город Уокинг, родина легендарного фантаста Герберта Уэллса, расположен в 30 км от Лондона. Местные власти, как рассказывают нам, группе российских журналистов, добились серьезных успехов в адаптации к изменению климата.
Зеленая перестройка
Англичане поняли, что простым гражданам необходимо максимально доступно показать, что они могут сделать, чтобы лучше приспособиться к изменению климата.
Нас привозят на Оук-три-роуд, где рядом с дорогой стоит с виду ничем не примечательный двухэтажный домик. Внутри – три комнаты, совмещенный санузел, кухня, прихожая. Мебель установлена пока только на кухне (кстати, отделка кухни – из переработанных отходов деревопроизводства): холодильник с максимально низким потреблением энергии (класс А), газовая плита. В подвесном потолке 12 точечных светильников, каждый мощностью 7 Ватт. Включение и выключение света контролируют датчики движения. На крыше гаража планируется установить солнечные батареи площадью 26 кв. метров, которые должны обеспечить до половины потребляемого домом электричества. Пассивная вентиляция не требует энергии – естественный воздухообмен происходит постоянно через вытяжку, выведенную на крышу. На кранах установлены аэраторы, снижающие потребление воды на 50%.
Для смыва в туалетной комнате, а также для стирки и полива используется очищенная ультрафиолетом дождевая вода, которая накапливается в установленной во дворе дома цистерне на 3,5 тыс. литров. Размещенные на крыше солнечные панели позволяют обеспечить примерно 70% горячего водоснабжения дома. Остальную часть нагревает специальный газовый бойлер. Нагрев воды и расход энергии по всему дому контролирует электронная система. На каждом радиаторе можно увидеть терморегуляторы, позволяющие повышать и понижать температуру в комнатах.
Для сохранения тепла на чердаке проложен слой утеплителя толщиной около 20 см. Теплоизоляция в четыре сантиметра покрывает все стены дома, выполненные из кирпича, изнутри и снаружи. Минеральную вату можно увидеть и сквозь прозрачный экран под ванной.
Дом, оснащение которого произвела принадлежащая городскому совету компания Thameswey Ltd и два ее дочерних предприятия, рассчитан на комфортное проживание семьи из трех человек. Вскоре он будет сдан или же продан новому владельцу, объясняет корреспонденту «НГ» управляющий директор Thameswey Ltd Джон Торп. Но договор будет подписан с условием, что в доме по-прежнему можно будет проводить экскурсии. Ведь главная цель его модернизации – показать жителям, как они могут повысить энергоэффективность своих жилищ.
Джон Торп несколько смущается, отвечая на мой вопрос, сколько стоило оснащение дома энергосберегающими системами и приборами. «80 тыс. фунтов», – говорит он и тут же подчеркивает, что необязательно устанавливать все системы. Для сравнения: двухкомнатная квартира в Уокинге стоит 250 тыс. фунтов. Правда, городские власти предоставляют гранты населению на изоляцию домов, что позволит на 34% увеличить энергоэффективность и на 21% снизить выбросы углекислого газа.
Новые дома в Уокинге строятся согласно стандартам устойчивого развития, которым местные власти заставляют девелоперов строго следовать. Они надеются добиться сокращения выбросов СО2 в результате этой и других мер на 80%.
Здание городского совета обеспечивается электричеством, горячей и холодной водой автономно – это продукт комбинированной теплоэлектростанции (CHP) – первого в стране коммерческого проекта такого рода. Сердце установки – большой дизель, переделанный для работы на природном газе. Вода, нагревающаяся в системе водяного охлаждения двигателя, подается в огромную цистерну – термонакопитель, а затем идет на отопление и горячее водоснабжение здания городского совета.
Выгодными оказались питающиеся от солнечных батарей стойки для оплаты парковки (кстати, автомобилисты, чьи машины выбрасывают больше выхлопов в атмосферу, платят за стоянку больше), «солнечные» светофоры и камеры слежения за скоростным режимом и соблюдением правил дорожного движения. Я проезжал мимо одной из таких камер, работающих от ветровой энергии.
Этические бренды работают
Лидер оппозиционной Консервативной партии Дэвид Кэмерон установил у себя дома ветряную турбину. Многие избиратели тут же последовали его примеру, благо, что на прилавках магазинов сразу появились такие устройства. Однако вскоре немало обладателей чудо-машины выяснили, что их вложение в ветровую энергию оказалось малоэффективным: турбина должна быть установлена на высоте нескольких метров, где ветер действительно может работать. Разочарование поначалу постигло и первых обладателей газовых водонагревателей. Они выходили из строя чаще, чем привычное горячее водоснабжение. Все это привело к спаду спроса на зеленые технологии, на восстановление которого потребовались многие месяцы.
Пройдут годы, пока окупятся устанавливаемые на крышах Уокинга и других британских городов солнечные фотоэлементы, продолжительность службы которых составляет 30–40 лет. Готово ли население, а главное, банки, которые его кредитуют, ждать так долго? Специалисты уверяют, что дешевле приспособиться к изменениям климата сейчас, чем потом бороться с его последствиями.
Ситуацию корреспонденту «НГ» прокомментировали в лондонской компании Futerra Sustainability Communications Ltd, которая по заказу правительства продвигает идеи о необходимости повышения энергоэффективности.
Согласно опросам, около трети населения страны лучше реагируют на «этические бренды», то есть активнее покупают продукцию компаний, заявляющих о своем вкладе в борьбу с изменением климата и в защиту прав человека. На этой тенденции уже зарабатывают торговая сеть Marks&Spencer, их конкурент Tesco, а также Sky TV и British Petroleum. В выигрыше и компании, и потребители: при среднемесячной зарплате в 2 тыс. фунтов рядовой водитель лондонского автобуса вполне может позволить себе несколько лампочек, предложенных упомянутыми торговыми сетями по цене один пенс за штуку. Тем более что такая замена ощутимо уменьшит счета за энергию, которые в среднем составляют около 100 фунтов в месяц.
Судя по опросам, тенденция становиться более зеленым в Британии будет крепнуть. Недавнее социологическое исследование, по данным Futerra, выявило, что население страны по отношению к изменению климата можно условно разбить на следующие три группы: консерваторы, которые не хотят ничего менять в своей жизни, – 21%; те, кто следует моде, – 44%; и пионеры, которые сами создают перемены, – 35%. Специалисты по связям с общественностью намерены максимально использовать энергию последних, чтобы подтолкнуть к переменам первые две группы. Приемов для этого у них хватает, и, как показывают последние два года, население стало хорошо реагировать на них.
Главное – направить позитивный сигнал, например, убедить, что на прогулку в выходные гораздо приятнее отправиться пешком, чем на авто. Да и отдохнуть можно на том же побережье Британии, избежав полета на дальние расстояния. Ведь чем меньше расход топлива на человека, тем меньше его вклад в глобальное потепление и все вытекающие из него последствия. Кстати, любой желающий вполне может посчитать свой углеродный след, воспользовавшись специальным калькулятором на сайте британского министерства природы, питания и села www.defra.gov.uk.
Источник: «Доклад о развитии человека 2007–2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире», ПРООН, М., 2007 |
Раздвоение British Petroleum
Офис BP, в котором нас принимают, мы нашли не сразу. Маленькая табличка на элитном доме и один охранник с наушником в ухе и как будто без оружия. Пока секретарь готовит нам пропуска, мы изучаем фойе.
Сразу в глаза бросается большой стенд, где в нескольких словах выражена философия компании: «Без аварий. Без вреда человеку. Без ущерба окружающему миру». Представитель компании знакомит нас с презентацией, в которой собрано несколько десятков слайдов. Общий месседж становится понятен с первых минут: продукция нефтяников приводит к существенным выбросам СО2, но главную ответственность за это несут┘ потребители. Так, в 2006 году деятельность BP привела к выбросам в атмосферу 64 млн. тонн углекислого газа, а потребление продукции компании вылилось в эмиссии СО2 в объеме 539 млн. тонн.
Кевин Болл объясняет, что огромные усилия прикладываются для того, чтобы снизить выбросы в процессе производства. Однако гораздо дешевле было бы воздействовать на потребителя через повышение его энергоэффективности. В среднем в мире 40% выбросов СО2 приходится на производство электроэнергии, столько же – на выработку тепла, оставшиеся 20% – выбросы от транспорта.
Однако в разных странах распределение потребления энергии может существенно меняться. Так, в США потребление энергии в жилых и нежилых помещениях приводит в выбросам 39% СО2. В ЕС этот показатель 41%, а в КНР – почти вдвое меньше. На потребление энергии в промышленности в Америке приходится 28% выбросов СО2, в ЕС – 33%, а в Китае – свыше 70%. Наконец, на транспорт в указанных трех регионах приходится соответственно 33%, 26% и 7% эмиссий углекислого газа. Исходя из этих данных, США и Европа планируют прежде всего увеличить энергоэффективность зданий, в частности, путем повышения стандартов в строительстве и ужесточать требования к экологичности автотранспорта. А в Поднебесной главная проблема – промышленность.
Мастерская мира дымит ради процветания и комфорта других стран, и неясно, кто больше несет ответственность за 26% китайских выбросов СО2, которые приходятся на производство экспортируемой продукции, отмечает в интервью «НГ» эксперт оксфордского междисциплинарного центра по изучению изменения климата Tyndall Centre Ашер Миннз.
В ВР согласны с выводами Межправительственной комиссии по изменению климата, что последние 11 лет были самыми теплыми на планете. Компания готова внести свой вклад в борьбу с изменением климата, но по разумной цене. Меры по повышению энергоэффективности в строительстве и на транспорте могли бы обойтись относительно недорого и предотвратить выбросы СО2 в объеме до 7 млрд. тонн, объясняет представитель BP. Дальнейшие сокращения выбросов потребуют больших вложений начиная от 50–60 долл. за сэкономленную тонну углекислого газа.
ВР придумала свою волшебную формулу: перед сотрудниками компании теперь ставятся одновременно две важные задачи – наращивание объемов производства и повышение энергоэффективности. В этом году на инновации в сфере солнечной, водородной и ветровой энергии компания потратит 1,5 млрд. долл.
ВР активно работает над своим зеленым имиджем – проводит тренинги по изменению климата в школах, дает зеленую рекламу, а два года назад запустила проект «Машина с нейтральными выбросами СО2». Подсчитано, что средний автомобиль выбрасывает в год примерно пять тонн углекислого газа. Клиент ВР может раз в год заплатить на бензоколонке компании 50 долл., которые компания обязуется вложить в проекты по сокращению выбросов парниковых газов и получить на машину стикер «нейтральные выбросы».
Пастыри без самолетов
В Британии в зеленом движении задействованы как будто все: к повышению энергоэффективности призывают ученые, неправительственные организации и Церковь, энергетические и торговые компании, СМИ, центральные и местные власти.
Как разъяснил корреспонденту «НГ» руководитель Группы по стратегии энергоэффективности в Минприроды Великобритании Том Бастин, впервые проблема изменения климата официально акцентировалась в Белой книге правительства по энергетике в 2003 году. Ранее там доминировала проблема бесперебойных поставок энергии. А в обнародованной нынешней весной премьером Гордоном Брауном первой стратегии национальной безопасности Британии изменение климата фигурирует в числе основных угроз наряду с терроризмом.
Лондон намерен выделить в ближайшее время сотни миллионов фунтов на адаптацию и смягчение изменения климата. При этом СМИ регулярно критикуют правительство за то, что оно недостаточно активно снижает выбросы парниковых газов. Настоящий скандал вызвало появление в печати информации, что Лондон рапортовал ООН о 12-процентном сокращении выбросов СО2 в стране по сравнению с базовым 1990 годом, хотя на самом деле эмиссия осталась примерно на том же уровне. Правительство просто не включило в отчет данные о выбросах от авиации и грузовых перевозок, чего, впрочем, не требуют международные обязательства Британии.
Интерес к проблеме климата настолько высок, что в СМИ ежедневно появляется несколько десятков публикаций по данной теме. Рекордом, по словам эксперта оксфордского Tyndall Centre Ашера Миннза, было 600 публикаций в день. Согласно опросам, свыше 70% британцев знают об изменении климата. В зеленое движение активно включилась международная организация Christian Aid. В Оксфорде каждую пятницу пастыри беседуют о климате с прихожанами. Распространяются брошюры о том, как уменьшить выбросы от деятельности Церкви. Религиозные деятели на год отказываются от авиаперелетов, а Константинопольский патриархат даже спланировал климатическую экспедицию на Северный полюс.
Тем временем британское правительство активно выделяет средства на ускорение перехода страны к низкоуглеродной экономике. Эта задача, в частности, решается через созданную властями в 2001 году уникальную в своем роде структуру – независимую компанию Carbon Trust (СТ). CT помогает крупному, малому и среднему бизнесу сократить выбросы парниковых газов, а также инвестирует государственные деньги в разработку коммерчески оправданных зеленых технологий.
Как заявил «НГ» политический директор Carbon Trust доктор Дэвид Винсент, со 150 крупными британскими предприятиями компания ведет стратегический диалог о рисках для бизнеса в сфере изменения климата, о том, как наращивать производство и не превышать выбросов СО2. Специальная инвестиционная команда рассматривает рыночные риски, связанные с вложением в ту или иную зеленую технологию. А инкубационная команда помогает малому и среднему бизнесу решить внутренние проблемы – как составить бизнес-план, как подать заявку на получение кредита и т.д.
Carbon Trust уже инвестировал свыше 8 млн. фунтов государственных средств в 45 компаний. Более половины из них стали привлекательными для частных вложений, которые превысили 80 млн. фунтов. Остальные устраняют недоработки. Однако без продолжающейся господдержки, которая обеспечивает практически полностью 110-миллионный бюджет Carbon Trust, компания обойтись не может. Прибыль она получает от ликвидации своих долей в той или иной компании, которая тут же снова вкладывается в зеленый бизнес.
Лондон–Оксфорд–Уокинг