Посадка корабля "Союз" (графическая симуляция) NASA Graphic simulation
Страсти вокруг баллистической посадки «Союза ТМА-11» не утихают. 22 апреля Агентство «Интерфакс-АВН» со ссылкой на «собеседника, близкого к комиссии по расследованию причин произошедшего», распространило сообщение о том, что удачное возвращение экипажа Юрия Маленченко – большая удача, и «все могло кончиться гораздо хуже».
- "Союз" посадила автоматика (НГ 22.04.2007): Экипаж не виноват в баллистической посадке
Неназванный источник агентства полагает, что спускаемый аппарат начал свой полет в плотных слоях атмосферы люком вперед, что привело к повреждению передающей антенны и обгоранию люка. Тут надо пояснить, что спускаемый аппарат «Союза» похож на колокол или на немного раздутый конус. Основание конуса защищено специальным теплозащитным экраном, и спуск происходит щитом вперед. Основание «конуса» - более тяжелое, и спуск острой частью, где находится люк, маловероятно. С точки зрения простого наблюдателя, неискушенного в технических деталях, даже при нормальной штатной посадке обгорание люка, который находится в верхней части конуса, все равно произойдет, поскольку вся внешняя обшивка подвергается трению о верхние слои атмосферы. О пламени, которое видно в иллюминатор, говорила Йи Сойон на пресс-конференции в ЦПК 21 апреля. Это пламя образуется при трении атмосферы об обшивку корабля. Но корейская космонавтка так же сказала, что не заметила повышения температуры внутри корабля, и что ее коллеги были абсолютно спокойны. Далее, если бы люк сильно обгорел или каким-то образом повредился, Юрий Маленченко не смог бы его открыть самостоятельно, что, по его словам, он сделал после приземления.
Спускаемый аппарат корабля "Союз" после посадки. Фото из архива NASA |
Редактор сайта Space.com Тарик Малик (Tariq Malik) в своем обзоре происшествия предполагает, что баллистическая посадка «Союза» вполне закономерна. Автор ссылается на то, что 11-й «Союз» стартовал до посадки 10-го, который позже ушел на баллистический спуск, следовательно, 11-й вполне мог иметь те же неполадки, что и 10-й. Итак. 10 октября 2007 года «Союз ТМА-11» стартовал с Байконура, имея на борту экипаж из трех человек: Юрий Маленченко, Пегги Уитсон и Шейх Мушафар Шукор. Маленченко и Уитсон прибыли на МКС на полгода, а Шукор возвращался на Землю через 10 дней на «Союзе ТМА-10», который был пристыкован к МКС и ранее доставил на станцию Федора Юрчихина, Олега Котова и Чарльза Симони. Таким образом, запуская 11-й «Союз» никто не мог знать, что 10-й уйдет на баллистический спуск. Последнее – лишь предположение. Малик пишет, что причиной баллистического спуска 10-го союза был дефектный кабель, который═заменили на последующих кораблях, но, видимо,═не на 11-м «Союзе», уже запущенного к тому моменту на орбиту. Провести замену на месте не представлялось возможным. Руководитель космических операций НАСА Билл Герстенмайер (Bill Gerstenmaier) сказал, что «космонавты дополнительно защитили баллистический кабель, но они не могли проверить спускаемы модуль снаружи». «Единственный способ проверить систему на орбите – выйти в открытый космос. Космонавтам пришлось бы отогнуть защитные слои обшивки и проверить соединения каждого из взрывных патронов».
В качестве подробностей, предшествовавших спуску, указывается на якобы имевшее место задымление кабины. «Маленченко обнаружил задымление в кабине», - сказал Билл Герстенмайер. Позже официальные лица НАСА добавили, что «это мог быть вовсе не дым, а запах от сгорающих материалов, что не является чем-то необычным». О задымлении и толчках при расстыковке спускаемого аппарата и служебного отсека пишет и редактор Sapce.com. со ссылкой на сообщения с борта корабля, приведенных Герстенмайером. «Маленченко и Уитсон сообщили о необычных толчках, предшествующих входу в баллистический режим. Предполагается, что отделение модуля прошло не совсем правльно».
Но вернемся к связи с кораблем. Общеизвестно, что когда корабль проходит плотные слои атмосферы, поддерживать с ним связь невозможно. Позже, после раскрытия парашютов, связь возможна через ретрансляторы. О том, что произошло с антенной и произошло ли что-то вообще, можно будет сказать лишь после экспертизы. Но, как уже писала НГ, проблемы со связью были. Об этом можно судить по довольно противоречивым сообщениям о месте и ходе посадки, которые приходили в ЦУП после начала спуска корабля. После исследования спускаемого аппарата будут установлены точные причины, по которым корабль ушел на баллистический спуск. В настоящий момент, до заключения экспертизы, предположения о причинах «варианта посадки номер два» можно лишь только гадать, используя косвенные факты и предположения.
Особое внимание к надежности «Союзов» приковано не случайно. Уже не раз сообщалось о том, что американские «шаттлы» в 2010 году уйдут «на пенсию». Продление срока их жизни практически не принимается во внимание. Как сказал представитель НАСА в России на одной из пресс-конференций, это вариант должен быть всесторонне изучен. Но, видимо, дело идет к тому, что какое-то время летать американцы будут на наших кораблях. В связи с этим вопрос надежности их, разумеется, не может не волновать. Тот же самый Билл Герстенмайер не сомневается в «Союзах». «В этой системе есть врожденная надежность, - сказал Герстенмайер на телеконференции, - Нам нужно вернуть капсулу, чтобы узнать, что произошло. А до этого нам спекуляции не нужны».
Роскосмос в лице пресс-секретаря Александра Воробьева сделал следующее заявление в отношении публикации в некоторых СМИ по поводу угрозы жизни космонавтов: "Информация, опубликованная со ссылкой на неназванный и весьма некомпетентный источник, является ничем иным, как "черным PR". Публикации такого рода направлены против реализации российско-американского соглашения о закупке НАСА у России космических кораблей "Союз" и "Прогресс" после прекращения полетов шаттлов на МКС".
Интересный комментарий дали «Новости космонавтики»: «Пока не будут опубликованы выводы комиссии, изучающей причины, по которым "Союз ТМА-11" свалился в баллистический спуск, все они являются лишь предположениями, а не фактами. Причем весьма спорными и неоднозначными. Никто не будет возражать, что любой полет в космос полон опасностей и никто не даст 100-процентной гарантии того, что он завершится успешно. Особенно, если происходят неожиданности».
По словам Билла Герстенмайера, новый экипаж отправится на МКС не ранее октября этого года, поэтому у российских специалистов будет достаточно времени, чтобы выяснить причины и обстоятельства недавней посадки "Союза" и, при необходимости, внести необходимые коррективы. "Я полностью доверяю действиям российской стороны" в этом отношении", - сказал замдиректора НАСА, подчеркнув, что Американское космическое агентство в подобной ситуации "действовало бы точно так же". "Нам не стоит преувеличивать" значение сложных условий недавней посадки "Союза", -добавил он.