21 апреля в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина состоялась пресс-конференция прибывшего накануне экипажа корабля «Союз ТМА-11». Ровно в полдень, без опоздания, как и положено людям, привыкшим к дисциплине и порядку, космонавты вошли в небольшой зал, отведенный для конференции. Командир МКС американка Пегги Уитсон возглавляла процессию, за ней шла корейская космонавта Йи Сойон, и «крайним» (как говорят летчики) был борт-инженер МКС и командир «Союза ТМА-11» Юрий Маленченко.
- "Второй вариант" для "Союза" (НГ 19.04.2008): Руководитель РКК «Энергия» Виталий Лопота: «У нас есть три штатных варианта посадки. Мы следовали по второму варианту, по баллистическому спуску».
После сложной посадки в субботу существовала вероятность, что космонавты могут перенести встречу с прессой по состоянию здоровья. Тем не менее, они нашли возможность и силы выйти к журналистам. Йи Сойон изливала на зал потоки положительной энергетики и эмоций. Даже строгий командир Пегги Уитсон не смогла сдержать улыбки, когда Сойон рассказывала о своих космических буднях на МКС. Лишь Юрий Иванович Маленченко был исключительно скуп на эмоции. Но на третий день после посадки космонавтам можно в принципе простить любую реакцию.
Сойон сразу захватила внимание журналистов, улыбаясь и отвечая на вопросы подробнейшим образом. Например, об образовательной программе, Йи Сойон рассказала, что Европейское космическое агентство любезно предоставило ей «для игр» большой и вместительный грузовик «Жюль Верн». На борту европейского корабля она проводила опыты с жидкостями. Однако выполнить просьбу одного из журналистов и спеть песню «Fly me to the Moon», которую она исполняла на орбите, Йи Сойон вежливо отказалась. В целом, ей так понравилось на МКС, что она готова была там остаться на полгода вместе с семнадцатым экипажем.
Тема баллистического спуска «Союза» не могла не прозвучать. Ситуацию прокомментировал Юрий Маленченко. По его словам корабль ушел на баллистическую траекторию в автоматическом режиме, и вины экипажа здесь нет: «После разделения и входа в атмосферу, критериев, по которым мы сами должны были перевести корабль на баллистический спуск, не было. Аппарат перешел на спуск в автоматическом режиме». Пегги Уитсон, по ее словам, нисколько не сомневалась в надежности корабля, и спуск на «Союзе», а не на родном "шаттле", как факт, ее не беспокоил. Корейская космонавтка призналась, что ей было страшно при входе в атмосферу, когда спускаемый аппарат охватило пламя. «Я посмотрела на ребят, они были спокойны, и я успокоилась», - сказала Йи Сойон.
Как известно, баллистический спуск увел корабль от планируемой точки приземления более чем на 400 километров, и между посадкой и обнаружением экипажа поисковыми группами, по словам Маленченко, прошло около 40 минут. За это время он уже вышел из корабля, где его приветствовали местные жители. Аборигены числом человек пятнадцать, сначала не поверили, что видят космонавтов. «Ой, а это у ваc лодка такая? А может, вы с самолета свалились? – Рассказывает Маленченко, - ой, а скафандры-то у вас как у космонавтов┘» Юрий с помощью местных жителей уже достал передатчик, чтобы связаться с группой, но самолет поисковиков обнаружил их раньше. Космонавтов на месте приземления приветствовали и приехавшие срочным образом представители местных властей.
В целом, не совсем обычный состав экипажа «Союза ТМА-11» нисколько не смущал командира Маленченко. «Я долгое время работал с Пегги. Она абсолютно профессиональный человек. Кроме МКС, она провела необходимый объем работ как борт-инженер «Союза». Мне было легко работать во время спуска с обеими женщинами».
Далее экипажу предстоит пройти курс реабилитационных мероприятий, а специалистам выяснить, почему второй подряд «Союз» спускался на Землю «по второму варианту».
Центр подготовки космонавтов, г. Королев
Продолжение темы:
- Суета вокруг "Союза" (НГ 23.04.2008): Обстоятельства посадки российского космического корабля.