3 апреля европейцы имели очередной повод гордиться собой и своими космическими программами. Стартовавший почти месяц назад (9 марта), грузовой космический корабль «Жюль Верн» в 18.45 успешно причалил к модулю «Звезда» - российскому сегменту МКС. Наблюдать за стыковкой в российском ЦУПе собрались представители всех сторон, которые так или иначе были причастны к запуску первого в истории европейского транспортника.
- "Жюль Верн" покоряет земную орбиту [+видео] (НГ 11.03.2008): «Жюль Верн» - самый массивный современный «грузовик». На борту корабля находится 8,3 тонн сухих и жидких грузов и 2.3 тонны вспомогательного оборудования.
Вывести корабль на орбиту непросто, но в этом у Европейского космического агентства (ЕКА) уже есть опыт. И не только опыт, но и вся необходимая инфраструктура. Однако впервые ЦУП в Тулузе (Франция) совместно с коллегами из Королева и Хьюстона причаливал свой корабль к станции. Весь процесс в подробностях и с комментариями можно было наблюдать на огромных центральных мониторах ЦУПа. Для наших сотрудников подобная работа стала уже обыденной, но от этого не менее важной. Для европейцев же момент был конечно волнительный, и как только произошел контакт со станцией, раздались сдержанные аплодисменты.
Стыковке предшествовали так называемые демонстрационные дни, когда «Жюль Верн» подходил к МКС на расстояние до 11 метров. За этот период ЦУПы в Тулузе и Королеве проверяли системы корабля и его готовность к окончательной стыковке. За время 25-дневного полета «Жюля Верна» по орбите не обошлось и без некоторых проблем. Наибольшую тревогу, по словам представителей ЕКА, у них вызывала автоматизация полета и программное обеспечение. Перед стартом в Куру были трудности с заменой оборудования, а во время полета - проблемы с теплоизоляцией.
На пресс-конференции, состоявшейся сразу после стыковки, присутствовали все стороны, принимавшие участие в проекте. Было отмечено, что сроки запуска корабля по разным причинам переносились с 2002 года, и вчерашнее событие, по словам начальника управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, «сложно недооценить и оно вдохновляет на дальнейшую работу. «Корабль существенно расширяет возможности космической станции, которая прирастает новыми элементами», - отметил Краснов.
Что касается европейско-российского сотрудничества по проекту «Жюль Верн», то наличие на корабле российских компонентов было названо «абсолютно критическим». То есть, надо понимать, видимо, так, что европейский грузовик в одиночку не полетел бы. Это подтвердил и директор ЕКА по юридическим вопросам и внешним связям Рене Оостерлинк, сказав, что ни одно из космических агентств уже не может работать отдельно: «ATV – наш проект, но без помощи НАСА и российских коллег мы не смогли бы завершить эту работу, и планируемые полеты к Луне и Марсу мы сможем осуществить только в рамках международного сотрудничества». Президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, ведомство которого внесло, пожалуй, наибольший иностранный вклад в европейский проект, не поскупился на красочные выражения: «Впервые в истории человечества европейские системы с российскими глазами великолепно исполнили то, что мы заложили более десяти лет назад». Совместную работу он назвал «великолепно аккуратной».
Так или иначе, но все выступавшие говорили о плодотворной совместной работе между ЕКА и Роскосмосом. Речь зашла о планах по строительству совместного пилотируемого корабля. Выяснилось, что пока ведутся консультации, и работы по проекту еще не развернуты. Обсуждаются не подходы к постройке, а возможности сотрудничества. Сама идея создания совместного пилотируемого корабля беспрецедентна, и трудности по его созданию схожи с теми, которое присутствовали при строительстве МКС. «Если планы по строительству российско-европейского корабля начнут осуществляться, это вовсе не означает, что Россия откажется от эксплуатации кораблей «Союз». Эта надежная лошадка, которая будет использоваться столько, сколько надо. Речь идет о перспективном транспортном средстве, и оно будет одно и для нас и для европейских партнеров. При таком сценарии делать еще и альтернативный корабль слишком расточительно и не к чему» - сказал Виталий Лопота.
На фоне приподнятого настроения представителей Роскосмоска и ЕКА, руководитель пилотируемых программ НАСА в России Фил Клири выглядел если не скучно, то как-то немного подавлено. Понятно, что без НАСА сейчас было бы очень сложно, может быть, даже невозможно, достроить МКС. Но единственное орбитальное грузо-пассажирское средство – шаттл – скоро уйдет на заслуженный отдых. Вопрос о планах НАСА по этому поводу просто не мог не прозвучать. Видимо в НАСА еще не пришли к какому-то окончательному решению о том, как возить на орбиту космонавтов и грузы после 2010 года. По словам Фила Клири, «проводятся консультации с российскими коллегами». На самом деле, кажется, проблема не только в том, на чем возить грузы. Кроме российских «Прогрессов», которые бессменно и исправно обслуживают МКС, теперь есть еще ATV, обладающий большей грузоподъемностью, и возможно вскоре появится японский транспортник. Но в мире, кроме шаттлов и «Союзов», нет больше кораблей, способных осуществлять ротацию экипажа МКС, и в связи с этим, американцам, вероятно, придется принять ряд сложных решений. Представитель ЕКА подтвердил, что после 2010 года в распоряжении партнеров останутся только «Союзы», и надо заниматься разработкой новой альтернативной пилотируемой системы. Как уже писала НГ, грузовик «Жюль Верн» технически может быть использован для пилотируемых полетов. Это подтвердил и представитель ЕКА: «Что касается пилотируемого ATV, мы должны провести исследования, поставить задачу и определить объем финансирования. Вопрос о выделении средств будет рассматриваться в конце года».
Миссия "Жюля Верна" будет закончена примерно через четыре месяца, а запуск следующего ATV предварительно планируется на 2009 или начало 2010 года. «Прежде чем запустить следующий корабль, нам нужно изучить все недостатки нашего корабля и провести исследования». У второго ATV названия пока нет, но вероятно, он будет носить «немецкое» имя.