0
1947
Газета Наука Интернет-версия

04.04.2008 00:00:00

Космический грузовик с "российскими глазами"

Тэги: корабль, наса, роскосмос, мкс, ека


3 апреля европейцы имели очередной повод гордиться собой и своими космическими программами. Стартовавший почти месяц назад (9 марта), грузовой космический корабль «Жюль Верн» в 18.45 успешно причалил к модулю «Звезда» - российскому сегменту МКС. Наблюдать за стыковкой в российском ЦУПе собрались представители всех сторон, которые так или иначе были причастны к запуску первого в истории европейского транспортника.

Вывести корабль на орбиту непросто, но в этом у Европейского космического агентства (ЕКА) уже есть опыт. И не только опыт, но и вся необходимая инфраструктура. Однако впервые ЦУП в Тулузе (Франция) совместно с коллегами из Королева и Хьюстона причаливал свой корабль к станции. Весь процесс в подробностях и с комментариями можно было наблюдать на огромных центральных мониторах ЦУПа. Для наших сотрудников подобная работа стала уже обыденной, но от этого не менее важной. Для европейцев же момент был конечно волнительный, и как только произошел контакт со станцией, раздались сдержанные аплодисменты.

Стыковке предшествовали так называемые демонстрационные дни, когда «Жюль Верн» подходил к МКС на расстояние до 11 метров. За этот период ЦУПы в Тулузе и Королеве проверяли системы корабля и его готовность к окончательной стыковке. За время 25-дневного полета «Жюля Верна» по орбите не обошлось и без некоторых проблем. Наибольшую тревогу, по словам представителей ЕКА, у них вызывала автоматизация полета и программное обеспечение. Перед стартом в Куру были трудности с заменой оборудования, а во время полета - проблемы с теплоизоляцией.

На пресс-конференции, состоявшейся сразу после стыковки, присутствовали все стороны, принимавшие участие в проекте. Было отмечено, что сроки запуска корабля по разным причинам переносились с 2002 года, и вчерашнее событие, по словам начальника управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, «сложно недооценить и оно вдохновляет на дальнейшую работу. «Корабль существенно расширяет возможности космической станции, которая прирастает новыми элементами», - отметил Краснов.

Что касается европейско-российского сотрудничества по проекту «Жюль Верн», то наличие на корабле российских компонентов было названо «абсолютно критическим». То есть, надо понимать, видимо, так, что европейский грузовик в одиночку не полетел бы. Это подтвердил и директор ЕКА по юридическим вопросам и внешним связям Рене Оостерлинк, сказав, что ни одно из космических агентств уже не может работать отдельно: «ATV – наш проект, но без помощи НАСА и российских коллег мы не смогли бы завершить эту работу, и планируемые полеты к Луне и Марсу мы сможем осуществить только в рамках международного сотрудничества». Президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, ведомство которого внесло, пожалуй, наибольший иностранный вклад в европейский проект, не поскупился на красочные выражения: «Впервые в истории человечества европейские системы с российскими глазами великолепно исполнили то, что мы заложили более десяти лет назад». Совместную работу он назвал «великолепно аккуратной».

Так или иначе, но все выступавшие говорили о плодотворной совместной работе между ЕКА и Роскосмосом. Речь зашла о планах по строительству совместного пилотируемого корабля. Выяснилось, что пока ведутся консультации, и работы по проекту еще не развернуты. Обсуждаются не подходы к постройке, а возможности сотрудничества. Сама идея создания совместного пилотируемого корабля беспрецедентна, и трудности по его созданию схожи с теми, которое присутствовали при строительстве МКС. «Если планы по строительству российско-европейского корабля начнут осуществляться, это вовсе не означает, что Россия откажется от эксплуатации кораблей «Союз». Эта надежная лошадка, которая будет использоваться столько, сколько надо. Речь идет о перспективном транспортном средстве, и оно будет одно и для нас и для европейских партнеров. При таком сценарии делать еще и альтернативный корабль слишком расточительно и не к чему» - сказал Виталий Лопота.

На фоне приподнятого настроения представителей Роскосмоска и ЕКА, руководитель пилотируемых программ НАСА в России Фил Клири выглядел если не скучно, то как-то немного подавлено. Понятно, что без НАСА сейчас было бы очень сложно, может быть, даже невозможно, достроить МКС. Но единственное орбитальное грузо-пассажирское средство – шаттл – скоро уйдет на заслуженный отдых. Вопрос о планах НАСА по этому поводу просто не мог не прозвучать. Видимо в НАСА еще не пришли к какому-то окончательному решению о том, как возить на орбиту космонавтов и грузы после 2010 года. По словам Фила Клири, «проводятся консультации с российскими коллегами». На самом деле, кажется, проблема не только в том, на чем возить грузы. Кроме российских «Прогрессов», которые бессменно и исправно обслуживают МКС, теперь есть еще ATV, обладающий большей грузоподъемностью, и возможно вскоре появится японский транспортник. Но в мире, кроме шаттлов и «Союзов», нет больше кораблей, способных осуществлять ротацию экипажа МКС, и в связи с этим, американцам, вероятно, придется принять ряд сложных решений. Представитель ЕКА подтвердил, что после 2010 года в распоряжении партнеров останутся только «Союзы», и надо заниматься разработкой новой альтернативной пилотируемой системы. Как уже писала НГ, грузовик «Жюль Верн» технически может быть использован для пилотируемых полетов. Это подтвердил и представитель ЕКА: «Что касается пилотируемого ATV, мы должны провести исследования, поставить задачу и определить объем финансирования. Вопрос о выделении средств будет рассматриваться в конце года».

Миссия "Жюля Верна" будет закончена примерно через четыре месяца, а запуск следующего ATV предварительно планируется на 2009 или начало 2010 года. «Прежде чем запустить следующий корабль, нам нужно изучить все недостатки нашего корабля и провести исследования». У второго ATV названия пока нет, но вероятно, он будет носить «немецкое» имя.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1994
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1270
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости