Новый солнечный спутник представляет собой громадину, по сравнению с которой МКС – букашка.
Агентство национальной космической безопасности США (АНКБ) опубликовало доклад, в котором рекомендовало правительству направить 10 млрд. долл. на разработку и строительство тестового спутника, получающего световую энергию от Солнца и передающего ее наземной базе в виде лазерного или сверхвысокочастотного излучения. В докладе утверждается, что даже такой, испытательный, спутник способен генерировать энергию в 10 мегаватт, а система «солнечных» спутников, установленных на геостационарных орбитах, сможет дать энергии больше, чем все основные наземные источники электричества (включая атомные, угольные, гидро- и ветроэлектростанции), вместе взятые.
Помимо всего прочего, у солнечных спутников есть еще одно преимущество. С их помощью можно доставлять энергию в труднодоступные регионы – такие, например, как Ирак, где из-за опасностей при транспортировке топлива стоимость электричества в десять раз дороже, чем в США и достигает доллара за киловатт-час.
Предполагается, что тестовый спутник можно будет построить в течение десяти лет. В отличие от наземных солнечных батарей он будет поставлять энергию и ночью, и в облачную погоду.
Сама идея солнечных спутников феноменально проста, поэтому обсуждается уже давно, с 1968 года, после того как была предложена американским инженером Питером Глэзером. Проекты того времени были совершенно фантастическими – следовало построить в космосе этакую железную гору с солнечными панелями площадью в 50 кв. км, а для этого на орбите постоянно должны были работать более сотни космонавтов-строителей. Сооружение, которое даже Джорджу Лукасу не приснится, обошлось бы американскому налогоплательщику более чем в триллион долларов. Налогоплательщик, натурально, платить такие деньжищи не захотел.
Первый раз оценку реалистичности проекта Министерство энергетики США (DOE) всерьез провело во времена президента Ричарда Никсона. Тогда технологии были куда более развитыми, разговор о 100 строителях на орбите уже не шел, триллион ужался до 40 млрд., да и сам тестовый спутник подсократился в размерах – то есть реализовать такой проект в принципе уже можно было. Но вмешалась экономика.
Топлива пока хватало, оставались надежды на быстрое развитие термоядерной энергетики (Никсон, кстати, отвалил тогда на это дело 20 млрд. специальным законом о термояде), да и непонятно было, какие энергетические ресурсы потребуются человечеству в будущем. В специальном докладе DOE приводился прогноз, согласно которому время определяться с солнечными спутниками, строить их или забыть как страшный сон, должно наступить в 2030 году, и решили до того срока с ними повременить.
Но прогноз, как всегда, не сбылся, нефть стала дорожать, и в 1998 году к проекту вернулись – теперь уже со стороны НАСА. С тех пор солнечные спутники обсуждаются чуть ли не каждый год, в НАСА запущена специальная программа, а теперь вот с подробно разработанным предложением в дела солнечной энергетики (что несколько подозрительно) вмешались военные.
Новый солнечный спутник уже не так поражает воображение, как футуристические кошмары первых проектов, но по-прежнему представляет собой громадину, по сравнению с которой МКС – букашка. Если масса МКС составляет 232 тонны, то солнечный спутник будет весить уже за 3000 тонн, а площадь его фотовоспринимающих крыльев будет занимать несколько квадратных километров.
Когда же дело дойдет (если дойдет) до создания системы таких спутников, то мы снова возвращаемся к футуристическим масштабам. Все их множество будет облетать планету по узкому «коридору», точнее орбитальному сферическому слою, к ним прибавятся громадная логистическая база (что-то типа базы материально-технического обеспечения), доки, космическая гостиница на 100 человек и прочая подобная инфраструктура.
Идее солнечных спутников уже почти полвека. Проект, предложенный в 1968 году американским инженером Питером Глэзером. Источник: Report to the Director, National Security Space Office Interim Assessment «Space Based Solar Power As an Opportunity for Strategic Security», oct. 2007 |
Все это пока находится на грани технологических возможностей человечества, а если точнее, то и вообще за гранью – для того чтобы построить тестовый спутник, только для отправки материалов на орбиту потребуется осуществлять более ста запусков ежегодно. Сегодня даже США способны запускать в год менее 15 ракет.
Но это пока. Космические мегапрограммы, пусть даже они находятся на грани или за гранью человеческих возможностей, пусть даже они изначально невыполнимы или даже абсурдны, какой, например, была программа Звездных войн в начале восьмидесятых, дают такой громадный импульс развитию новых технологий, что уже одно это окупает все запланированные затраты.